Строительство дает уверенность в перспективе. Крановая техника, устремленная стрелами ввысь, большегрузные автомобили, тоннами везущие новые материалы для будущих зданий, наконец, установка паспорта объекта на площадке – уже свидетельства роста и развития. За неприглядными строительными заборами рождается новая жизнь, предлагающая более высокий уровень сервиса и комфорта. Мы так хотим жить – так хотят жить все.

The Chief» отправился на стройку. На актуальные вопросы делового журнала отвечает почетный строитель России, первый заместитель Председателя Правительства Ульяновской области Владимир Козин. Он сегодня выступает не только в роли государственного служащего, но в первую очередь, в качестве эксперта.

– Владимир Павлович, практически недавно мы наблюдали настоящий строительный бум, охвативший Ульяновскую область. Чем обуславливаются такие резкие подъемы в строительстве? Господдержка, инвестиции или стечение выгодных рыночных обстоятельств?

– Строительный бум зависит от многих факторов – наличие финансов, спроса, цены земли. Ведь построить жилой дом, что в Ульяновске, что в Москве, стоит одинаково – кирпичи одни и те же. Продажная цена разная. Эта разница – цена земли. У нас жилье продается по цене издержек, по цене себестоимости, а это значит, что цена земли близка к нулю.

Регион в плане жилищного строительства инвестиционно мало привлекателен. Делать вложения, например в крупные жилищные проекты, мало кто будет – не с чего получать прибыль. Будут инвестировать в экономику, где можно за счет удобной логистики, ресурсов, в том числе трудовых, развивать бизнес, привлекать сопутствующие производства, «заточенные» на эту отрасль. Потому что можно привлекать готовых специалистов, тем самым повышая цену рабочих рук, а значит, увеличивая платежеспособность населения, развивать среди них конкуренцию. Тогда рабочие руки начнут дорожать, спрос ужесточится – начнет расти стоимость земли, инвестиционная привлекательность.

У нас ресурсная экономика, а не экономика с большой добавочной стоимостью. Вот сельское хозяйство: мы производим сырье – зерно, мясо, молоко. Это не товарный продукт, его еще надо переработать, довести до прилавка. Когда же будет «многопередельная», инновационная экономика – мало работающих, но с большой зарплатой, – тогда пойдет спрос на осуществление подобных проектов со стороны населения.

– А само государство не инвестирует в строительство?

– Государство вкладывает деньги в заказ жилья для определенных категорий граждан. Но, к сожалению, пока программа «Жилище» в таких объемах не работает. Очень хорошо, что сейчас оживилась программа расселения из ветхого и аварийного жилья. Люди получают новые квартиры, освобождаются земли, строятся дома нового качества. Это позволило значительно поддержать ульяновских строителей в 2009-2010 годах, когда рынок недвижимости «замер».

– Какие меры поддержки были оказаны строителям со стороны Правительства Ульяновской области?

– Региональным Правительством были предоставлены льготы по налогу на имущество. Так, с «замороженных» объектов строительства мы перестали брать налоги, в этот список попали все домостроительные комбинаты. По максимуму направили деньги на государственный строительный заказ по сносу аварийного жилья. Те средства, которые идут в виде сертификатов, пытаемся «увязать» с вложениями в новое строительство, а не в покупку «хрущевок», которые через десять лет надо будет сносить. Были разработаны меры поддержки заёмщиков, у которых возникли проблемы по оплате ипотечных кредитов. Наша Ульяновская областная корпорация ипотеки и строительства проводит реструктуризацию выданных ипотечных кредитов, предоставляем возможность использовать «материнский капитал» для их погашения.

Основная задача сегодня – сделать понятные правила в ведении строительного бизнеса. Не чиновники строят города, а архитекторы. Мы разработали градостроительные регламенты: созданы правила, они могу меняться только через публичные слушания, есть генеральный план застройки, схемы развития сетей, проекты охранных зон, где нельзя строить выше установленной этажности. Во всяком случае, по правилам по дороге ездить всегда лучше, чем без правил.

– Владимир Павлович, какова сегодня структура строительного бизнеса? Чем обусловлено ее формирование?

– В советское время капитальные вложения всегда давало государство. После его распада каждый выживал по-своему: одни продавали свой труд, умения, разойдясь на мелкие подрядные фирмы; другие стали позиционировать себя на жилищном строительстве заказчиками и подрядчиками, продавая уже конечный продукт; третьи ушли в девелоперский бизнес – начали строить офисные объекты, гостиницы и извлекать выгоду в последующей его эксплуатации. Так сформировались основные направления строительной индустрии.

На сегодняшний день интерес к инвестированию денег в строительные проекты резко снизился. Это связано с тем, что мировая экономика была индустриальной. Кризис показал, что эпоха существования индустриальной экономики заканчивается, мир должен стать постиндустриальным, инновационным. То есть не капитало– и ресурсоемким.

– Каковы сегодня возможности жилищного строительства?

– Интересным образом создается спрос на жилье. Как правило, чтобы квартиры и дома покупали, надо чтобы работала экономика, были рабочие места, доходы позволяли приобретать жилье. Существует схема строительства в долг, когда будущий покупатель берет кредиты в банке через ипотеку и начинает рассчитываться. Но строительный рынок предложений жилья весьма инерционен. Люди пришли с деньгами к строителям, а они не готовы, и это жилье в залог не берут, потому что оно еще не создано. И поэтому человек вкладывает деньги в то, что скоро придется сносить. У нас обеспечение квадратным метром жилья одно из самых высоких в России, но качество таких квартир оставляет желать лучшего. Поэтому необходимо не ремонтировать старые дома, а модернизировать, сносить и строить новые. Здесь опять проблема: сносим «хрущевку», но на этом месте уже нельзя построить новый жилой дом, не изменяя, к примеру, параметров энергоснабжения. Так возникает другая проблема – инфраструктурный дефицит.

Нужно прийти сначала к изменению качества инфраструктуры и ее возможностей. А мы живем в старых технических регламентах и СНИПах. Сегодня практически у каждого есть микроволновка, утюг, холодильник, стиральная машина, телевизор и т.д., но в «хрущевке» человек их может включить в электросеть только по очереди. Большинство семей имеют машины, которые просто некуда поставить. Отсюда коллапсы на дорогах, автостоянках. Мы стали насыщать спрос, вошли в кредитование, но инфраструктура сопровождения возросшего спроса населения не была создана.

– Говоря о перспективах строительства в Ульяновской области, что следует ожидать?

– Прихода «длинных денег» Федерации в Ульяновскую область ожидать не стоит. Думаю, это время закончилось не только для нашего региона, а вообще существование экономики на «длинных деньгах», их возврат не обеспечивается тем объемом товарной продукции, который на них производится. Строительный рынок стал только зарождаться. Модель его развития будет несколько другая…