На ульяновское самолетостроительное предприятие ЗАО «Авиастар-СП» возложены огромные «полномочия» в рамках реализации ряда стратегических проектов Ульяновской области по развитию реального сектора экономики, продвижению региона как авиационной столицы России. Чем живет «Авиастар» сегодня?
Генеральный директор одной из крупнейших в России компаний по производству самолетов Сергей Дементьев беседует с «The Chief».
ДВА БУДУЩИХ САМОЛЕТА
В управлении генерального директора «Авиастар-СП» Сергея Дементьева находится огромный производственный комплекс, в работу которого «внесли» свои коррективы разные времена и экономические ситуации. На его базе выросло серьезное самолетостроительное производство, а также жилой микрорайон – городок авиастроителей, многие из которых сегодня гордятся, что самолеты стали для них и их детей первым делом.
– Первым делом нам необходимо реализовать поставленные задачи по выпуску двух типов самолетов. Наши специалисты модернизируют прежнюю версию Ту-204-100 с целью сделать воздушное судно более экономичным в эксплуатации, что в настоящее время является важным конкурентным преимуществом. Приближаем изделие по техническим характеристикам, а также условиям гарантийного сопровождения к мировым аналогам А-320, BOEING-737, с которыми сравнивают наш Ту-204. Ставим на производство изделие «476» – самолет Ил-476. Эти важные направления мы должны запустить в течение 2010-2011 годов, от них зависит будущее завода.
70 процентов персонала «Авиастар-СП» занято в подготовке производства этих двух воздушных судов. Конструкторы и технологи, можно сказать, работают в режиме «военного положения». Сроки определены, задачи Правительством РФ поставлены. Это крупные госконтракты, которые необходимо будет реализовывать со всей ответственностью. 2010 год для нас должен стать переходом на новый уровень производственно-хозяйственной деятельности. Ситуация такая, что старые модификации ТУ-204 практически не востребованы рынком, а новые еще создаются, – делится планами в «The Chief» Сергей Дементьев.
СНИЖАЕМ РАСХОДЫ – ПОВЫШАЕМ СЕРВИС На авиастроительном заводе готовится серьезная инвестиционная программа по сокращению затрат на управление предприятием и развитию непосредственно производственных линий. По словам генерального директора промышленного предприятия, поставлены задачи по оптимизации расходов на всю производственно-хозяйственную деятельность, в том числе запущена программа энергосбережения. В рамках крупных предприятий это обеспечивает высвобождение немалых объемов денежных средств, которые могут быть направлены на развитие и работу с потребителем.
Руководство «Авиастара» считает, что в России необходимо развивать сеть сервисных центров послепродажного сопровождения воздушных судов. На сегодняшний день разработана и согласована с Объединенной авиастроительной корпорацией концепция создания Центра технического обслуживания и ремонта авиационной техники. На площадке «Авиастара» создана дочерняя компания по обслуживанию линейки гражданских самолетов Ту-204, также решается вопрос о постпродажном сопровождении Ил-476, Ан-124 «Руслан». В России необходимо создать минимум 3-4 линейные станции технического обслуживания гражданских и транспортных ВС линейки ОАО «ОАК». Базовую же станцию предлагаем разместить в Ульяновске.
ПОЛЕТАЕМ
«Ульяновская область – авиационная столица России» – региональный бренд. Взлет сразу нескольких направлений авиационной отрасли обеспечит региону стабильное социально-экономическое будущее. Авиационная столица – это широкое понятие, объединяющее и завод «Авиастар», и аэропорты, и УВАУ ГА, и систему профессиональной подготовки и переподготовки кадров, инвестиционные проекты. Альянс государства, бизнеса и авиастроителей. В первую очередь, это ряд крупных проектов на «Авиастаре» по конвертации самолетов производства фирмы «AIRBUS» из пассажирских в грузовые, организация современного композитного производства для самолета «МС-21» («чёрного крыла», оперения, отсеков фюзеляжа и других компонентов авиалайнера). Дирижаблестроение: «летающие тарелки» способны доставлять грузы в труднодоступные районы и будут востребованы в нефтяной и газовой отраслях.
БАЗА ДЛЯ МОДЕРНИЗИРОВАННОГО СТАРТА
В этом году в ЗАО «Авиастар-СП» введен в эксплуатацию уникальный 5-осевый фрезерный обрабатывающий центр чешской фирмы TRIMILL. Он предназначен для обработки любых деталей, использующихся для сборки каркаса воздушного судна, позволит существенно повысить производительность труда за счет более высокой скорости обработки деталей и высокого качества получаемых поверхностей. Мы ведем масштабную работу по техническому перевооружению и оснащению производства, в том числе пересмотр состава оборудования. Подготовлена программа технического перевооружения завода до 2015 года. В неё заложены значительные бюджетные средства со стороны государства.
ОМОЛОЖЕНИЕ АВИАСТРОЕНИЯ
С 2007 года «Авиастар» начал подниматься. Этому способствовал заключенный контракт на строительство 10 воздушных судов Ту-204. Кардинально это повлияло и на оживление социальной политики предприятия. Сотрудникам «вернули» детский оздоровительный лагерь «Березка», который был переоборудован и введен заново в эксплуатацию. Началось строительство молодежного общежития. 50 молодых семей авиастроителей были обеспечены жильем уже в прошлом году. Сейчас идет строительство второй очереди. Работающей молодежи предоставляются на год квартиры в аренду с минимумом коммунальных платежей. У администрации Заволжского района есть идея в районе села Рыбацкое рядом с Волгой построить молодежный коттеджный поселок, что поможет привлечь на завод технических специалистов.
ЗАО «Авиастар-СП» взаимодействует с УлГУ и УлГТУ, Самарским аэрокосмическим университетом, Казанским технологическим институтом по развитию кадрового потенциала и трудоустройства выпускников на предприятие. Нужны специалисты, способные проектировать самолеты в цифровом формате. Подготовлена заявка на обучение на 3 года вперед, отработан перечень специальностей, необходимых «Авиастару». Вводятся в программу подготовки новые специальности.
АВИАЦЕЛЬ
– Цель для «Авиастара» – полная загрузка заказами. Чтобы здесь изготавливались и «Русланы», и 476-е машины, и ТУ-204, и делалась конвертация, – продолжает Сергей Дементьев. – Нам необходимо серийное производство, это снимет все проблемы, в том числе и связанные с производителями и поставщиками комплектующих. Сейчас доля комплектующих изделий в себестоимости самолета достигает 80%. Поэтому создается ситуация, когда мы не находим должного понимания и существуем изолировано. Вопрос снимет проведение политики на уровне Правительства РФ, чтобы мы перестали жить по остаточному принципу. Самолетостроительным заводам нужны серийные госзаказы, объемы, развитие. Это изменит ситуацию и с поставками комплектующих. Чем больше серия, тем выше качество и ниже себестоимость. Будет серийный заказ минимум на 20 самолетов – поставщики процентов на 20-30 снизят цены. А когда нам заказывают один самолетокомплект для нового воздушного судна, который к тому же предусматривает и конструкторские изменения, затраты на подготовку производства резко возрастают, возрастает соответственно и цена.
Корпорация «Иркут» подписала индустриальную модель нового среднемагистрального лайнера МС-21. Производство воздушных судов предусматривает мощную кооперацию крупнейших предприятий, в том числе Иркутского авиационного завода, «Авиастара» (производство компонентов и комплектующих для сборки планера) и Воронежского авиационного завода.
КОМАНДНЫЙ ИГРОК
– Я очень часто полагаюсь на собственную интуицию. Изначально сам принимаю решения по каждому вопросу, учитывая создавшуюся ту или иную ситуацию. И все же я – командный игрок. Мне очень важны мнения моих коллег. Задачи должны решаться всей командой.
СПРАВКА «The Chief»
Закрытое Акционерное Общество «Авиастар – Самолетное Производство» является производственным комплексом по выпуску авиационной техники. Предприятие входит в структуру Объединенной авиастроительной корпорации Российской Федерации.
ЗАО «Авиастар-СП» специализируется на выпуске пассажирских и грузовых самолетов семейства Туполев-204 (Ту-204) и уникальных тяжелых дальних транспортных самолетов Антонов-124 «Руслан» (Ан-124). Воздушные суда производства ульяновского авиазавода успешно эксплуатируются многими ведущими авиакомпаниями мира.
«Авиастар» образован на базе самолётного производства «Ульяновский авиационный промышленный комплекс» (УАПК), который начал строиться в 1976 году для серийного производства широкофюзеляжных самолётов. В 1985 году был сдан в эксплуатацию первый военно-транспортный самолёт Ан-124 «Руслан». В 1988 году начато развёртывание мощностей для производства самолётов Ту-204, первый из которых был выпущен в 1990 году. В 1992 году УАПК был преобразован в ОАО «Авиастар», а в 1997 году зарегистрировано в форме ЗАО. В 2007 году Правительством РФ принято решение об организации на базе ЗАО «Авиастар-СП» центральной сборочной площадки Объединённой авиастроительной корпорации. В структуру ЗАО «Авиастар-СП» входит центр технического обслуживания и ремонта авиационной техники «Авиасервис», обеспечивающий функционирование сервисной системы гарантийного и послепродажного обслуживания воздушных судов, и Международный аэропорт «Ульяновск-Восточный».