Россия бурлит. В информационное поле вброшен новый закон «О полиции», предусматривающий не только переименование самой массовой силовой структуры страны вроде бы по западному образцу, но и некоторые сугубо правовые изменения, связанные с этим. Это на сегодня главная тема отечественной жизни. В соответствии с приглашением со стороны властей и лично Президента наши соотечественники активно включились в обсуждение предстоящей реформы в Интернете (неужто впрямь блоггерская имитация демократии?). Хотя кажется, что никто до конца так и не разобрался в том, что все-таки нам предлагают. То ли ребрендинг – просто назревший пиар-ход, то ли принципиальные сдвиги…

«Наружная честность»

А разобраться по правде нелегко. Потому что на первый план, конечно, вышло название (видно, так и было задумано, чтобы отвлечь внимание от главного?). Именно оно-то и занимает нынче основное место в умах наших сограждан. Кто-то их них, кстати, защищает «милицейскую» традицию, кто-то демонстрирует восторженные ожидания от возвращения дореволюционного имени. Которое, как лично мне кажется, в свое время дискредитировало себя не меньше, чем ныне действующее. Потому как не справились на заре века прошлого даже лучшие представители системы ни с разгулом революционного терроризма, ни с внутренним бичом мздоимства и произвола, о чем, кстати, свидетельствуют исторические источники, называя данный феномен «наружной честностью».

Видимо, все потому, что слуги народа – лишь его отражение, слепок, и ни в какие времена не нужно ждать от них большего, чем возможно, в силу вечной маргинальности российского общества. Вот и теперь в связи с появлением проекта «полицейского» закона изначальные ожидания от гипотетической реформы могут показаться весьма преувеличенными. В обществе, безусловно, существовал запрос на усиление защиты прав граждан, на демократизацию и прозрачность деятельности могущественной военизированной структуры, на повышение ответственности правоохранителей за нарушения. Тут милиционер расстрелял покупателей супермаркета, там экипаж патрульной машины отнял деньги у последнего прохожего, а труп самого выбросил в канаву, здесь у торговцев вымогались деньги на выпивку. Узнаете? Оправдаются ли теперь наши надежды на торжество справедливости?!

Чтобы красиво!

Надо сказать, что обсуждение проекта недавно состоялось и в Ульяновске. В нем участвовали ветераны органов УВД и губернатор. Такое мероприятие, кстати, прошло впервые в России – и здесь, как водится, мы всем утерли нос. Разумеется, все прошло по принципу «своя рубашка ближе к телу». То есть среди предложений местных милиционеров – перенесение сроков сокращения в ведомстве на более позднее время, проработка раздела, касающегося взаимодействия со средствами массовой информации.

Вообще статусом милиции в регионе озаботились серьезно. Окультурить хотят «государево око», не иначе. Собственный клуб на базе «Современника» создают, закрепят за ним милицейский оркестр (коронный номер – «Соло на свистках»?) и даже хор (коронный номер – «Наша служба и опасна и трудна»?). Должно быть, думают: кто музыкой увлечен, тот и задержанных не бьет, и пива не пьет, и взяток не берет?! А уж когда в регионе появится радиостанция «Милицейская волна», милицейские классы в школах, милицейские кадетские училища, фильмы и книги о работе ульяновских стражей порядка… Эту патетическую составляющую, кстати, чуть ли не собрались предложить к внесению в федеральный закон «О полиции». Как голос региона. Мол, с преступниками в новом документе и так все ясно, но вот с красотой службы…

В «полицейское государство»?

Между тем относительно основной деятельности правоохранителей в новом законе «О полиции» как раз возникают вопросы. Не случайно правозащитники уже спрашивают, не станем ли все мы в результате принятия данного документа жителями «полицейского государства» (действенная, кстати, форма закрепления собственности во многих странах третьего мира). Ответа, естественно, до принятия никто не узнает. Потому что закон – это «буква», но как после вступления в силу поведет себя его «дух»?..

Надо сказать, что многие россияне предлагают переписать некоторые положения документа, называя отдельные его статьи неконституционными. Трудно сказать, будут ли эти предложения учтены. Пока, судя по имеющейся информации, милицейские руководители рапортуют только по поводу всенародной поддержки своей реформы. Которая, по всей видимости, или ничего не меняет, или только усиливает позиции правоохранителей. Да разве кто-то отказался бы от соблазна упрочить свое положение, если бы ему доверили… реформировать себя самому?!

Впрочем, общества ради в полицейский закон заложили и нормы, которые обывателям известны из американских фильмов. В соответствии с законом полицейские фактически обязаны зачитывать гражданам их права. Жест! Содержательных же «послаблений» для обывателей в законе немного.

Полицейские иллюзии

Нынешнее руководство Министерства внутренних дел обещает, что полиция в России станет более гуманной. И обязательно более продвинутой в плане Интернета и иных современных технологий. Откуда только они возьмутся, технологии эти да кадры, умеющие с ними обращаться. Полицейский Иван из деревни Пырловка (Ивановка, Комаровка и т.п.) – это вообще звучит как нонсенс… Вон, ГАИ в ГИБДД переназвали, а что на выходе? Зато сколько денег ушло на смену вывесок и штампов!

А как вам новоявленное право полицейских «пользоваться беспрепятственно, на безвозмездной основе в служебных целях средствами связи, принадлежащими организациям и гражданам»? Только представьте, что вас задержали. После введения в действие закона «О полиции» у вас можно будет изъять ваши мобильники, причем на совершенно законной основе. Вам лишь популярно объяснят, что изъятие делается исключительно ради производственно-поимочной необходимости…

А как вам право полицейских без разрешения проникать в квартиры «при имеющихся на то основаниях», да теперь еще «в любое время суток», и даже с повреждением запирающих устройств? Между прочим, без санкции суда, как это принято во многих цивилизованных странах! Кто ж эти основания будет определять-то?! И как быть с пунктом Конституции, гарантирующим право гражданина на неприкосновенность жилища?! Тем более что поводом к «взлому» теоретически может стать любая ерунда. К примеру, поиск пиратского софта, коего в компьютерах российских граждан, вероятно, до сих пор найдется немало. А даже если и не найдется… Компьютеры теперь есть практически в каждом доме, так что борьба с распространением контрафактных программ как основание для досмотра жилища может в перспективе коснуться почти каждого.

Законопроект вообще грешит общим характером, абстрактностью определений: многие статьи проекта закона «О полиции» содержат формулировки, отсылающие к другим законам, без уточнения, каким именно. Примерно так: «в пределах, установленных федеральным законом», «определяются федеральными конституционными законами и федеральными законами», «определяются иными нормативными правовыми актами Российской Федерации». Вот, к примеру, не регламентирует, в какой срок должны получить информацию о задержании своего родственника его близкие. Или, скажем, документ запрещает удары резиновой дубинкой по определенным частям тела. И по одним и тем же – несколько раз! Получается, рискуешь выйти избитым, но равномерно. С другой стороны, если одноразовая «квота» на удары дубинкой по определенному органу «подозреваемого» иссякнет (а ваше жизнелюбие – нет), вас, возможно, «приложат» и кулаками. Про них-то в документе ничего не сказано…

Широко-уполномоченные

А отчет участковых перед жителями своего участка? Это же какой-то «Город Солнца» Кампанеллы в современной редакции! А положение о том, что, обращаясь с требованием к гражданину, полицейский обязан предъявить удостоверение, кроме «неуместных случаев». Это что ж за случаи? Просто еще один подарок для нечестного на руку правоохранителя, а то и того хуже – ради давления на бизнес и политического сыска.

Кстати, если ваши права и свободы окажутся нарушены, вам по новому закону принесут извинения. По крайней мере такое право гражданина проектом зафиксировано. Только что вам с запоздалых мерси? Оно вам надо вообще?!

А право задерживать и доставлять в органы «при невозможности решить вопрос на месте» (чуете, что при желании это может быть практически любой случай?) или если «гражданин неспособен позаботиться о себе» (вспоминается старый народный стишок – «моя полиция меня бережет» – и так дальше по тексту)… Предупредить перед применением силы? Так ведь прежде, кроме этого, вам были обязаны предоставить еще и достаточное количество времени для выполнения всех требований… Ознакомиться с любыми документами в организации? Вот вам и дополнительные возможности «кошмарить бизнес» по собственному желанию… А запрет на критику вышестоящих? Это же не к прозрачности шаг, а наоборот…

Короче, если законопроект будет принят в его нынешнем виде, в стране уже в следующем году появится фактически новый правоохранительный орган. Его сотрудники получат довольно широкие полномочия, некоторые из которых ранее были закреплены лишь за прокуратурой. При этом полицейские должны воздерживаться от критики руководства и поддаваться сомнительному общественному контролю со стороны наблюдательных комиссий (из кого же их создадут?).

Да, при приеме на работу в полицию вводится целый ряд новых ограничений. Например, туда перестанут брать людей даже с погашенными судимостями за мелкие правонарушения. При поступлении в полицию кандидату положен испытательный срок, личное поручительство, психофизиологические исследования, тестирование на алкогольную, наркотическую и иную токсическую зависимость. Однако в условиях недостатка «идеальных» кадров в России принято занижать планку критичности. Может быть, поэтому почти не возникает сомнений, что закон «О полиции» уже с начала нового года заработает во что бы то ни стало.

Александр Русинов