Приоритеты профессионального образования обсудили на Госсовете

Президент РФ Дмитрий Медведев провел во вторник совместное заседание Государственного совета и комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России. В заседании принял участие и губернатор Сергей Морозов.

Государственный совет был образован указом президента РФ 1 сентября 2000 года, таким образом, нынешний год является для этого органа юбилейным. В его состав входят руководители субъектов Федерации, а президент РФ является председателем совета.

Д.Медведев не исключает, что в Конституции России в будущем появятся положения, касающиеся Госсовета. «В любом случае я бы не исключал появления, конечно, отдельных положений Конституции, посвященных Государственному совету. Тем самым будет в большей степени легализован его статус», – сказал президент в интервью Сергею Брилеву (телеканал «Россия 1»), показанном вечером в понедельник.

К предстоящему заседанию рабочая группа Госсовета подготовила доклад о приоритетах развития профобразования.

Рост финансирования высшего образования, происходивший в последние годы, отмечают члены группы, «обеспечил условия для благоприятного развития профобразования». «Однако существенного повышения качества профессионального образования и научно-инновационной активности вузов пока не произошло», – подчеркивают эксперты. В 2006-2010 годах прирост финансирования этих учреждений из средств консолидированного бюджета РФ составил в среднем 17,0% в год при среднегодовой инфляции в пределах 10,6%.

Специалисты констатируют, что в 2004-2010 годах число бюджетных мест в вузах на специальностях, где имеет место переизбыток специалистов, снижалось в среднем на 4% в год (на 9% в 2010 году). «Вместе с тем, дисбаланс структуры приема и выпуска по отношению к структуре спроса на рынке труда пока не преодолен. Процедура формирования контрольных цифр приема не опирается в достаточной степени на перспективные потребности инновационной экономики», – отмечают они.

Кроме того, члены рабочей группы обращают внимание на то, что отрицательный демографический тренд приведет к тому, что к 2013 году количество студентов в России уменьшится на 2-3 млн человек. Эксперты объясняют, что «небольшой рост рождаемости в период с 1999 по 2003 годы повлечет за собой рост числа выпускников одиннадцатых классов лишь после 2017 года, а к 2013 году количество студентов уменьшится с сегодняшних 7,5 до 5,5-4,5 млн человек».

В нынешних условиях необходим опережающий характер модернизации профессионального образования по отношению к потребностям модернизируемой экономики. Но для решения таких задач требуется новый импульс в системе профобразования. Этот импульс, по мнению рабочей группы, «состоит в кардинальном усилении влияния регионов, бизнес-сообщества».

Среди приоритетных направлений развития системы профессионального образования России специалисты называют «обновление содержания профессионального образования как условие подготовки квалифицированных кадров, качественные изменения образовательной среды и модернизация образовательного процесса».

Кроме того, по мнению экспертов, необходимо развитие сети учреждений профобразования, а также кадрового потенциала всей системы. Губернатор Сергей Морозов внес свои предложения по модернизации системы профессионального образования. В частности, речь шла о кадровом обеспечении ядерно-инновационного кластера в городе Димитровграде на базе филиала Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ». Есть уверенность, что со следующего учебного года состоится первый набор студентов димитровградского МИФИ. В рамках развития кластера запланировано создание центра по обучению и переподготовки кадров по ядерным технологиям и медицине, где будет осуществляться подготовка по 38 специальностям, в том числе и специалистов среднего звена. Будет создано крупнейшее учреждение среднего профессионального образования, ориентированное на потребности Росатома и Федерального медико-биологического агентства (ФМБА). Для особо одаренных детей области в Димитровграде откроют школу-интернат.

Напомним, что в перспективе здесь планируется создать образовательную систему, которая должна объединить три ступени образования: школа – техникум – вуз. «Создание филиала будет способствовать эффективному обеспечению системной модернизации среднего и высшего профессионального образования на основе принципов интеграции науки и образования, обеспечит эффективный трансферт технологий в экономику», – отметил Сергей Морозов.

Ева Невская

Любовь Балакина