Монархист Карамзин ближе власти, чем бунтарь Лермонтов?
В течение недели телеканал «Культура» снимал в Ульяновске видеоматериалы для документального фильма о Николае Карамзине. Автор фильма, его сценарист и ведущий – известный литературный критик и писатель Игорь Золотусский, которому в ноябре исполнится 80 лет. Он автор около двух десятков книг о русской литературе, но литературоведом просит себя не называть, говорит, я просто литератор, люблю писателей как людей: «Приходится слышать, что русские писатели XIX века искали положительного героя и не находили. Да они сами были положительные лица! Гоголь был святой».
Действительно, больше всего Золотусского интересует XIX век, «золотой век» русской литературы, который слышится даже в его фамилии. «Я ушел в XIX век и там живу», – говорит о себе Игорь Петрович. Особенно он известен как исследователь жизни и творчества Николая Гоголя. Его биография Гоголя, выпущенная в серии «ЖЗЛ», выдержала семь изданий, переведена на иностранные языки.
В фильме о Карамзине будет четыре серии, материал для первой как раз и снимался в Симбирске-Ульяновске, остальные съемки пройдут в Твери, Москве и Санкт-Петербурге, то есть создатели фильма следуют географии перемещений своего героя. Рабочее название фильма – «Несть лести в языце моем». Эту библейскую фразу Карамзин поставил эпиграфом к своей книге «Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях». Именно этот труд положен в основу идеи фильма.
«Записка» была составлена по просьбе великой княгини Екатерины Павловны, младшей сестры Александра I, и представлена императору в марте 1811 года в Твери. В этом произведении Карамзин выражает взгляды консервативной оппозиции, недовольной ходом либеральных реформ Александра I и деятельностью его госсекретаря, гражданского реформатора Михаила Сперанского. Это очерк истории России и ее современного состояния, пронизанный мыслью о незыблемой и спасительной роли самодержавия как основы государственного порядка. Карамзин указывал Александру I, что государственные преобразования, совершаемые Сперанским, есть не что иное, как произвольное подражание революционной Франции, которая является очагом революционной заразы и безбожия. «Одна из главнейших причин неудовольствия россиян на нынешнее правление, – писал Карамзин, – есть излишняя любовь его к преобразованиям, потрясающим Империю, благотворность коих остается сомнительной».
Во время встречи с ульяновской интеллигенцией во Дворце книги Игорь Золотусский сказал, что фильм построен на идеях Карамзина, главной из которых он считает идею свободы, актуальную по сей день в том смысле, что мы в 90-е годы тоже пережили «преждевременную свободу».
Параллель очевидна. Отец Карамзина пережил нашествие пугачевских отрядов на его имение, которое подверглось разбою. Сам историк посетил Францию в революционный период, беседовал с императором Людовиком XVI и его женой Марией Антуанеттой, которые вскоре сложили головы на эшафоте. В финале жизни Карамзин стал свидетелем восстания декабристов. Есть два пути для России, считал он: один – насильственный, безнравственный, с пугачевщиной и разгулом толпы, и второй – постепенное развитие с опорой на историческую традицию. Он был уверен, что история России будет строиться по Библии.
Нет сомнений, что Карамзин был искренен, когда отстаивал благо «консервативного», эволюционного пути для России под опекой монархии и церкви. Может быть, этим «государственник» Карамзин и глянется современной российской власти: 23 августа подписан указ президента РФ о праздновании 250-летия со дня рождения Карамзина, которое будет отмечаться в 2016 году. Любопытно, что за два года до этого наступит другая знаменательная дата – 200-летие со дня рождения Лермонтова, а соответствующего «монаршьего» указа по этому поводу еще нет. Неужели потому, что русский националист и монархист Карамзин ближе нынешней российской власти, чем бунтарь Лермонтов? «Лермонтов никогда не призывал к тому, чтобы кухарка управляла государством, – отвечает Игорь Золотусский. – Он не был антигосударственником, он написал «Бородино» и «Песню про купца Калашникова». И погиб как офицер».
Игорю Золотусскому с трудом удалось пробить идею фильма о Карамзине даже на канале «Культура». Поэтому он, по его словам, был счастлив, когда узнал, что 2010 год был объявлен в Ульяновской области годом Карамзина. «Склоняю голову перед ульяновцами, – сказал писатель. – От государей наших не ждите признания. В год 200летия Гоголя на торжественное заседание по этому поводу никто из власти не пришел: ни Путин, ни Лужков…».
У самого Игоря Золотусского была трудная судьба. Его отец, крупный советский разведчик, был репрессирован в 1937 году, вслед за ним – мать.
Мальчик попал в детдом, в «лагерь без колючей проволоки», который тем не менее помог выжить в голодное время, но откуда Игорь все равно сбежал и поступил в ремесленное училище. Отец нашел сына и забрал его с собой, когда освободился. Они оказались в Ульяновской области, где отец нашел работу в леспромхозе в селе Артюшкино – в городах ему было жить запрещено. А Игорь снимал квартиру и учился: сначала в районе Нижней Террасы, потом – в 1-й мужской гимназии, которую окончил в 1949 году с серебряной медалью. Медаль для сына врагов народа – это было нечто из разряда невозможного, но в школе нашелся один очень порядочный человек, фронтовик, учитель русского языка и литературы Михаил Павлович Черненко. Он сказал комиссии: «Или вы ставите парню пятерку за работу, или я ухожу из школы».
Кстати, в Ульяновске живет одноклассник Игоря Золотусского – Виталий Аполлонович Каторгин, который тоже пришел на встречу с писателем во Дворце книги. Литератор его сразу узнал и заключил в объятия.
Сергей Гогин