Громкое дело

Ульяновская область, похоже, не может жить без скандалов. Отличилась она и в этот раз. 13 августа в Ленинском районном суде Ульяновска начался первый в России процесс по факту беспрецедентного воровства в региональном Минздраве.

Жизнь удалась!

Стремительному карьерному росту Фёдора Прокина многие, наверняка, завидовали. Паренёк из деревни Чукалы-на-Нуе Атяшевского района Мордовии поступил и в 1987 году успешно окончил Саратовский государственный медицинский университет. Назначение получил в Центральную городскую клиническую больницу Ульяновска. Начинал работать интерном, а потом врачом-хирургом хирургического отделения. С 1996 года являлся заместителем председателя Ассоциации врачей-хирургов Ульяновской области. Именно тогда, по сведениям из достоверных источников, занялся бизнесом, причём, успешно. Приложил руки к созданию фирмы «Ланцет», детищем которой стали рынки с одноименным названием в левобережной части города, позже – сеть продовольственных магазинов и аптек.

В марте 2004 года Фёдор Прокин становится главным врачом ЦГКБ. Не забывает о научном багаже: кандидат медицинских наук, доцент кафедры госпитальной хирургии Саратовского ГМУ. В официальных документах будет значиться: «За время своей работы руководителем ЦГКБ Ф.Г.Прокин активно занимался улучшением качества и доступности медицинских услуг. Итогом стало награждение ЦГКБ Почётной грамотой шестого Всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности» за активную работу по социальной поддержке персонала лечебного учреждения, а также уважение коллектива больницы».

С 27 июля 2007 года Фёдор Прокин – министр здравоохранения и социальной поддержки, а чуть меньше пяти месяцев спустя – министр здравоохранения Ульяновской области. А ещё он куратор Тереньгульского района. Член рабочей группы губернаторского Совета по вопросу «Об оптимизации сети учреждений социальной сферы Ульяновской области», антинаркотической комиссии, Политсовета Ульяновского регионального отделения партии «Единая Россия»…

Но грянула буря.

Подельники, на выход!

Девятого ноября 2009 года на сайтах МВД России, Следственного управления Следственного комитета Генпрокуратуры РФ по Ульяновской области и региональной прокуратуры появилось сообщение, которое произвело эффект разорвавшейся бомбы. Из него следовало, что по ходатайству следственных органов Железнодорожным судом Ульяновска взят под стражу экс-министр здравоохранения области Фёдор Прокин. Задержание и арест произведены в рамках расследования уголовного дела о многомиллионном хищении бюджетных средств при закупках медицинского оборудования. Ему предъявлено обвинение по части 4 статьи 159 УК РФ «Мошенничество, совершённое с использованием служебного положения организованной группой в особо крупном размере», предусматривающей наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до 10 лет.

Сообщалось также, что экс-министр является четвёртым обвиняемым по данному уголовному делу. Кроме него, аналогичное обвинение предъявлено двум калужским бизнесменам: директору ООО «АРИАНДР» Сергею Айрапетову и руководителю ООО НПО «Лучевая диагностика» Андрею Антипову, занимавшимся поставками оборудования фирмы «Siemens AG Germany» в учреждения здравоохранения. Они, ко всему, обвиняются в покушении на подобные преступные действия и легализации (отмывании) денежных средств, приобретённых преступным путём.

Не избежал обвинения в мошенничестве и бывший главный врач Ульяновской областной клинической больницы, депутат Законодательного собрания региона Александр Баландин.

Эта троица, кстати, была арестована на несколько месяцев раньше Прокина, седьмого июля 2009 года.

В деле еще фигурирует некто В.Н. Гудков – руководитель московского ООО «Сименс», отвечавший за поставки и реализацию медицинского оборудования в регионы Приволжского федерального округа. Он ударился в бега и сейчас находится в федеральном розыске.

Позволим себе небольшое пояснение. Приставки «экс» и бывший» сделаны не случайно. Баландин был первым, кто попал под жернова правоохранительных органов. Как только началось следствие, он сложил с себя полномочия главного врача УОКБ. Позже его примеру последовал Прокин. Оба объясняли своё решение проблемами со здоровьем. Всё, как видим, было иначе.

Неизвестно, сколько бы подельники пробыли в следственном изоляторе, но тут грянула гуманизация в части уголовного преследования за экономические преступления. Наши «герои» этим воспользовались сполна. Сначала, после обращений во все инстанции, под подписку о невыезде вышел из СИЗО Баландин, за ним калужские бизнесмены и последним, под залог, Прокин. Впрочем, сути дела это уже не меняло. Если не считать, что уголовное дело по Баландину было выделено в отдельное производство.

Прощайте, миллионы

Обвинительное заключение в суде зачитано. Будем и мы отталкиваться от этого документа.

Всё началось с того, что в Следственный комитет поступило заявление о том, что ангиограф, который закупили за огромные деньги, простаивает. Когда следователи прибыли в УОКБ, то, действительно, обнаружили его на складе, хотя с момента покупки прошёл почти год. Поначалу полагали, что речь идёт о неэффективном расходовании бюджетных средств. Когда же копнули глубже, поняли, что надо говорить о хищении в особо крупном размере… Следы повели на несколько лет назад.

В 2006 году Айрапетов и Антипов решили крупно поживиться. Они знали, что медучреждения Ульяновской области нуждаются в ангиографе, а также в ядерном магнитно-резонансном и рентгеновском компьютерном томографах. Быстро нашли общий язык с Гудковым. Так родилась организованная преступная группа (ОПГ). Целью троицы стали средства областного бюджета, выделяемые на закупку дорогостоящей аппаратуры. Предстояло разыграть хитроумную комбинацию. Для этого требовалось подготовить для государственных органов области, уполномоченных принимать решения о выделении бюджетных средств на финансирование учреждений здравоохранения, поддельные документы о стоимости медицинского оборудования. Затем «выбить» из участия в конкурсе конкурентов. А разницу в суммах, выделенных из бюджета и фактическими затратами на приобретение оборудования положить в свой карман.

Троица понимала, что хищение бюджетных денег по разработанной ими комбинации невозможна без участия должностных лиц, имеющих отношение к разработке и подаче заявок на приобретение оборудования, на основании которых составляется конкурсная документация. Тех лиц, которые принимают участие в контроле за ходом подготовки и проведения конкурса, в подписании контрактов и договоров поставки и обеспечения финансирования. В состав ОПГ вовлекли Прокина, тогда ещё главного врача ЦГКБ, впоследствии ставшего министром здравоохранения. С ним неоднократно встречались в московском офисе ООО «Сименс», ресторане «Гурман», в министерстве здравоохранения и социальной поддержки Ульяновской области, в УОКБ и в других местах, использовали для координации своих действий и передачи информации различные средства связи, в том числе сеть «Интернет». Организовали приглашение на международный медицинский конгресс в Австрии. При этом регистрационный взнос за участие в работе форума, проживание в гостинице города Вена, авиаперелётов «Москва – Вена – Москва», страхование на случай болезни, а всего затраты составили 75 тысяч рублей, ООО «Сименс» принимало на себя.

Как установлено следствием, в середине 2007 года подельники окончательно решили, что «объектом» хищения станут деньги, выделенные из бюджета области на поставку в УОКБ через принадлежащие и подконтрольные им фирмы ангиографического комплекса ориентировочной стоимостью 50 миллионов рублей. В документах же для областных чиновников указали, что его фактическая стоимость составляет 102 миллиона рублей.

Но тут возникло препятствие. Летом этого же года врачи УОКБ разработали техническое задание на ангиограф, предполагаемая стоимость которого, по их мнению, не должна превышать 60-70 миллионов рублей. В соответствии с документом ангиограф должен был обладать системой электронного считывания диаметра сосудов. Ангиограф производства фирмы «Siemens AG, Germany», который ОПГ намеревалась поставить в областную больницу, такой системой не обладал. Это грозило провалом на конкурсе. Тогда-то и «вспомнили» про Баландина, главного врача УОКБ. Он дал согласие подменить техническое задание, подготовленное врачами возглавляемой им больницы, на документ с указанием характеристик «нужного» ангиографа. Фальшивку изготовили Гудков, Айрапетов и Антипов. В октябре 2007 года Баландин распечатал текст «документа» с переданного ему Прокиным компакт-диска и подготовил технико-экономическое задание на проведение открытого конкурса на покупку заявленного оборудования. Затем подписал сфабрикованные им бумаги и по указанию Прокина направил их в департамент здравоохранения и фармации Ульяновской области.

Теперь предстояло взять ещё один барьер: обеспечить себе победу на конкурсе, в котором, как известно, должны участвовать несколько фирм. Численный перевес махинаторы обеспечили себе безболезненно. Антипов учредил и зарегистрировал две фирмы-«однодневки»: ООО «МедСпортТорг» и ООО НПО «Лучевая диагностика».

Для создания видимости конкуренции и обоснования завышенной цены медоборудования Гудков обеспечил участие в конкурсе ещё одной фирмы-«однодневки» именуемой ООО «Медтехснаб». Она «предлагала поставку» аналогичного ангиографа стоимостью 96,3 миллиона рублей.

Труднее было с третьим участников конкурса – ООО «Универсал». Он представил заявку на поставку ангиографа производства «Philips Holland» стоимостью 61,6 миллиона рублей, который отвечал всем необходимым требованиям. Надо было срочно принимать меры. «Выбить чужака» из игры «просто так» было невозможно. И тогда в ход был пущен испытанный приём. Баландин организовал изготовление подложного экспертного заключения о несоответствии предлагаемого «Универсалом» оборудования требованиям конкурсной документации. Такой шаг себя оправдал. Конкурсная комиссия Комитета по госзакупкам Ульяновской области отказала «Универсалу» в допуске для участия в конкурсе.

Фирму-«однодневку» ООО «Медтехника» исключили из числа конкурсантов под предлогом отсутствия нотариально заверенной выписки, проще говоря, по формальным обстоятельствам. Таким образом, на «беговой дорожке» осталось лишь ООО НПО «Лучевая диагностика». Комитет признал конкурс несостоявшимся, а госзаказчику в лице Министерства здравоохранения и социальной поддержки населения, которое тогда уже возглавлял Прокин, было предписано заключить контракт на поставку ангиографического комплекса с единственным из оставшихся подателем заявки.

Госконтракт на 94,8 миллиона рублей был подписан 10 января 2008 года. Деньги из бюджета области перечислили на расчётный счёт ООО НПО «Лучевая диагностика». Часть денег, 52,7 миллиона рублей, «джентльмены удачи» потратили на оплату ангиографа производства «Siemens AG Germany». Разницу в сумме 32,7 миллиона рублей раскидали по фирмам-«однодневкам» и присвоили. На этом в комбинации можно было ставить последнюю точку.

Встать! Суд идёт!

Судебный процесс не обещает быть скорым. Многоэпизодные уголовные дела, с огромным количеством экспертиз и массой свидетелей рассматриваются порой несколько месяцев. В нашем случае, как полагают информированные источники, приговора надо ждать не раньше октября. Суду предстоит решить нелёгкую задачу. С одной стороны, прецедентов, когда на скамью подсудимых садиться министр, пусть и бывший, в истории юриспруденции новейшей России отмечено не было. С другой стороны, уголовное дело, раскрученное следственными органами региона, попало в поле зрения первых лиц государства. Оно послужило детонатором, вызвавшим со стороны Генеральной прокуратуры и контрольного управления Президента России волну проверок исполнения законодательства в сфере закупок медицинского оборудования для государственных и муниципальных нужд во многих регионах Российской Федерации. Их результаты, несомненно, заслуживают отдельного разговора. Но, в любом случае, последнее слово остаётся за судом.

Позволим себе отступление, которое никак не может повлиять на ход судебного процесса. Каким бы ни был приговор, неизменным останется одно: бюджету области нанесён чувствительный удар. Речь идёт, в конечном итоге о деньгах, которые были украдены у больных и немощных людей. О деньгах, на которые можно было бы купить много лекарств, с которыми у нас давние перебои, отремонтировать больницы и поликлиники, построить в наших сёлах фельдшерско-акушерские пункты. В конце концов, сделать дорогостоящие операции больным, для которых они являются вопросом жизни и смерти. Для этого требовалось только одно: чтобы чиновники от медицины, и не только они, жили нуждами людей, о которых призваны заботиться. Чиновники предпочли скользкую дорожку, которая привела их на скамью подсудимых.

Александр Савельев