«СК» прогнозировал, что засуха и неурожай в Поволжье приведут к осеннему росту цен по всей продовольственной цепочке, как бы нас ни успокаивали. Что сейчас и наблюдается.

Оптимизм властей по поводу сохранения предосенних цен ничем, по сути, не подкреплен, а заверения руководителей торговых сетей о покрытии дефицита той или иной продукции, связанного с неурожаем, за счет завоза из других регионов, сделаны, очевидно, по принципу «мы скажем то, что вы от нас ждете».

А что другие регионы? Возьмем Чувашию, традиционно обеспечивавшую картошкой не только себя, но и соседей, в том числе нас. По осени в городские дворы Ульяновска заезжали грузовики, и жители могли приобрести пару-тройку мешков на зиму. Сегодня ждать, похоже, нечего. Как заявил на встрече с министром сельского хозяйства Еленой Скрынник президент Чувашии Михаил Игнатьев, потери республики по картофелю составили 81 процент.

Другой сосед – Мордовия – также впервые за много лет не смог обеспечить себя «вторым хлебом», цена на рынках республики превышает 30 рублей за килограмм, и власти Мордовии уже заключили договор с Белоруссией на поставку двух тысяч тонн для социальных учреждений. Не уродился картофель и в других местах традиционного произрастания, например, в Брянской области и Татарстане. И руководство Татарстана также заключило договор с Белоруссией, чтобы минимизировать дефицит и обеспечить больницы и школы столь нужным продуктом.

В Ульяновской области, по словам ведущего консультанта отдела растениеводства регионального минсельхоза Петра Иванкина, потери урожая картофеля серьезны и говорить о каких-либо поставках бессмысленно. Картофеля мало, к тому же он мелкий. С 3,5 тысячи гектаров, занятых под эту культуру, планируют собрать 15-16 тысяч тонн корнеплодов, чего хватит разве что на семена. Единственное хозяйство, где картофель все же уродился, – это агрофирма «Старомайнская», имевшая возможность полива. Все остальные сельхозкооперативы и крестьянские фермерские хозяйства собрали в лучшем случае «горох».

Петр Михайлович говорит, что область также будет закупать в Белоруссии порядка 30 тысяч тонн. Картофель в союзном государстве недорогой, оптовая цена – 12 рублей за килограмм, но его надо привезти, а транспортные расходы приведут к удорожанию. Не говоря уже о торговой наценке и, разумеется, НДС.

Итак, на рынке картошка стоит уже от 20 до 30 рублей. Это принципиально новый уровень, в прошлом году в это время она стоила десять рублей. По мнению аграриев, к новому году цена может перевалить за 50 рублей, и достоянием общественности стал факт спора фермера из Московской области с корреспондентом о том, что в Москве к новому году картошка будет стоить сто рублей за килограмм. Сейчас цены на продовольствие мониторят ФАС, Росстат, специальные комиссии при областных правительствах. В Ульяновской области пока приведены данные Росстата, они, конечно, усредненные, согласно им картофель у нас один из самых дорогих в Приволжском федеральном округе.

В планах областных властей проведение осенних продовольственных ярмарок, начиная с 20 сентября. Но если картошки в области нет, то и на ярмарке не стоит ждать большого привоза. Уже сейчас руководители учреждений образования и здравоохранения ломают головы над тем, как уложиться в отведенные нормы питания. К примеру, стоимость обедов для школьников из малообеспеченных семей в Ульяновске сейчас составляет 30 рублей, и до нового года эту норму, заложенную в бюджет, вряд ли пересмотрят. Изменилась ситуация в детских садах. В связи с засухой ряд поставщиков, выигравших конкурсы на поставки продовольствия в детские дошкольные учреждения, отказались от исполнения муниципальных контрактов. И сейчас закупки продуктов питания руководители проводят самостоятельно.

Алена Денисова