Сергей ГУРЬЯНОВ «Обломовский» фестиваль оставил вопросы без ответов В прошедшие выходные состоялся фестиваль, который назвали «Обломовским», хотя вернее было бы назвать это постановкой Театра Абсурда под названием «Обломовщина» – обломовцы были, абсурд был, хаос, который часто идет рядом с абсурдом, был – в изобилии. В этом году одним из главных героев фестиваля стал еще и друг Обломова – Штольц, который, как писал Гончаров, «был немец только вполовину, по отцу». Вот и центр города в субботу стал вполовину русским, а вполовину – немецким. Пока на бульваре Новый Венец чествовали Гончарова, Обломова и русскую культуру, на сцене у Мемцентра радовали зрителей танцоры и музыканты в рамках Германо-Российского фестиваля. Трудно сказать, как вписывался один фестиваль в другой, но их почему-то было решено объединить. Отговоркой здесь могла стать как раз дружба Обломова и Штольца. Изначально и было заявлено, что в рамках «Обломовского фестиваля» ульяновцам предлагается узнать в себе один из двух типажей. «В десять мест в один день – несчастный! – думал Обломов. – И это жизнь!» – это цитата из книги, довольно хорошо характеризующая день фестиваля. Обломовы наверняка так и подумали, глядя на хаос, царивший в центре города. Штольцы с трудом, но разбирались: вот здесь пьют чай, здесь много мелких букв про Гончарова, здесь танцуют, здесь катаются на велосипедах, а здесь стоит Сергей Морозов со свитой. Куда же податься бедному человеку? Благо, кое-где посетителей привлекали очень даже активно. Меня, например, едва ли не силком прелестные девушки потащили гадать. Впрочем, диктофон в таких ситуациях спасает. – Я думаю, что Обломовский фестиваль – это одна из самых интересных вещей, которые могли придумать, – уверена одна из гадалок. – Такое мероприятие не только знакомит нас с творчеством Гончарова, но еще и помогает приобщиться к культуре своей страны. На Руси всегда хотели узнать, что будет дальше. Вот мы здесь и гадаем – кто на картах, а кто на цитатах из «Обломова». – Ольга Ильинская в романе Гончарова тоже, кстати, была не прочь погадать: «Вышла дорога, потом какая-то толпа, и везде блондин, везде… Я вся покраснела, когда она при Кате вдруг сказала, что обо мне думает бубновый король». Гадать по «Обломову» только и оставалось. Как же это заставить себя узнать творчество Гончарова поближе? Помочь в этом пытались хаотично разбросанные площадки. Например, подходишь к одной – там сладости (которые, надо думать, ел Илья Ильич в романе). Тут думаешь, подобно Обломову: «Теперь или никогда!» – в смысле, подойти или не подойти. Тут я Обломов – количество ос рядом со сладостями оказалось большим, чем желание узнать содержимое площадки. Рядом стоит какой-то одинокий стенд, возле которого вьются опять же только осы. Маленьким насекомым маленькие буквы сподручнее разглядывать, а мне так знакомиться с творчеством Гончарова не хочется. Прокатился бы на велосипеде, да вот беда – тут-то «Обломов» при чем? Пока же в обломовском хаосе вертелся один вопрос: мы – Обломовка, или все же нет? Сказать однозначно «да» оказалось трудно. Сказать однозначно «нет» невозможно вовсе. Опять какое-то гадание по «Обломову»! По правде говоря, далеко не все привлекало взор, не все хотелось посмотреть. Уж очень многие «площадки», а вернее стенды оказались объектом внимания только вышеупомянутых ос да еще руководителей области, которых водили под прицелом фотокамер по всему фестивалю. Провинциальность не скрыть, поскучать все-таки пришлось. Хотя главная сцена внимание привлекла. Сначала там были попытки показать что-то из книги – но люди с трудом задерживались на этом действе взглядом. Позже стало интереснее, когда о Гончарове и его романе стали постепенно забывать – перед сценой начали показательные выступления байкеры «Стальные лисы». Весьма забавно было смотреть, как две команды девушек (по три в каждой) толкают мотоцикл – кто быстрее? Рядом расчехлили гитары музыканты группы «Заповедник», ударили тяжелым роком по обломовщине среди горожан – и фокусы на мотоциклах показывать стало легче. Позже на импровизированную сцену у Краеведческого музея выскочил эпатажный Павел Солдатов, добавивший в фестиваль еще чуточку хаоса, показав «Театр Абсурда». Сомнительно, что многие поняли, о чем в постановке Павла шла речь, но отнеслись все уважительно и даже одобрительно кивали головой – непонятное у нас любят, нюх на крутость развит хорошо. – Как вписывается «Театр Абсурда» в Обломовский фестиваль? – задаю вопрос Солдатову, тем более что искренне не понимаю, причем тут роман нашего земляка. – Если внимательно читать текст «Обломова», то любой нормальный экзистенциалист скажет, что там очень много абсурда. Даже те вещи, которые происходят между Захаром и Ильей, между Штольцем и Ильей – это абсурд и ничего более. Если не ошибаюсь, в Москве в прошлом году даже поставили спектакль «Обломов» и назвали жанр – «поэзия абсурда». «Театр Абсурда», так уж получилось, стал символом всего фестиваля: почти никто ничего не понял, но повеселились. И то хорошо. Впрочем, искренне надеюсь, что среди всех посетителей оказались те, кто посетил все уголки празднества, посмотрел все постановки наших театров на тему «Обломова», и что-то новое узнал – о книге, о Гончарове или о себе. Искренне сомневаюсь, что таких людей много: нам в основном, как истинным обломовцам в настоящей Обломовке, лень куда-то идти, да еще чего-то узнавать. Тем более, когда вокруг все настолько хаотично, что ходить куда-то – «лень, хочется лечь и ни о чем не думать», как говорил Илья Ильич. Фото Дурнова, Таджиева Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
chilikova
мне тоже показалось, что слишком шумно, хаотично. правда, я не согласна, что на фестивалях нужно стараться что-то узнать о писателе или о книге. это просто народное гуляние "по мотивам" произведения. а книгу лучше взять и прочитать:)
Удивило
Ермаков с Морозовым чаи гоняют. Не старое ли это фото?
После слов Морозова Путину о нём, такая сцена сюрреализмом отдаёт. И дедушка так ласково заискивающе улыбается, закадыки просто. И терять-то вроде особо уже нечего, но вот поди-ж…
Злобный Хомко
Стальные Крылья, а не Стальные лисы. хоть бы название удосужились уточнить, прежде чем писать. вот в этом вся ульская пресса.
Бруэйра
Паше Солдатову надо в любую дырку свой бездарный театр впихнуть. Паша, ты ещё не устал от своего "театра" который ругает даже твои актеры?