Открылась выставка работ микроминиатюриста Анатолия Коненко

Анастасия КОСЬЯНЕНКО

Подкованная блоха, гравюры на рисовых, маковых зернышках, надписи на человеческом волосе, – все это классика жанра микроминиатюры. Но каждый из последователей тульского Левши отличается своей техникой, приемами, находками, своим авторским почерком.

В Ульяновске открыласьвыставка работ художника-микроминиатюриста, Члена союзов художников и дизайнеров России, профессора РАЕ художника-графика Анатолия Коненко. Свое творчество он посвятил микроминиатюре. При создании любой работы мастеру приходилось разрабатывать новые технологии, а также инструменты. Пинцеты и прочие приспособления художника зачастую тоньше и точнее хирургических. Для того, чтобы самому изобретать методы обработки материалов для микроизделий, Анатолий пришлось закончить Институт изобретательства и патентоведения. Время работы над каждым изделием зависит от того, насколько известна технология автору. Например, надпись на рисовом зернышке рекордсмен Книги Гиннеса способен сделать за несколько минут.

Результаты своих новейших разработок Анатолий Коненко описывает в книге-руководстве для коллег, в России последователей не так много, но они есть.

Экспонаты, привезенные автором из Омска, поражают воображение. Лишь небольшую часть из них возможно разглядеть в общих чертах невооруженным взглядом, для более детального рассмотрения необходима хотя бы лупа. Некоторые работы Анатолия Коненко даже снабжены микроскопами.

Художник не ограничивает себя только одной сферой искусства. Музеи Омска, некоторых стран мира, а также частные коллекционеры владеют его ювелирными украшениями (на экспозиции для сравнения они представлены рядом с насекомыми), скульптурами, гравюрами на зернышках растений, волосах, слоновой кости, дереву, микро-шахматами и портретами шахматистов, иконами с резными окладами из дерева и кости, репродукциями картин Дали, импрессионистов.

Отдельная сфера деятельности Анатолия Коненко – книгопечатание. Рассказ А. П. Чехова «Хамелеон» издан в 1996 году размером 0,9×0,9 мм, на 30 страницах, с твердым переплетом. Этот шедевр занесен в Книгу рекордов Гиннеса как самая маленькая в мире книга. Помимо традиционных бумажных книг с использованием офсетной или струйной печати, рукописной техники, последователь Гуттенберга и Федорова создал берестяные, бисерные и даже ледяные книги, издание стихов Пушкина на лепестках роз. Тексты выбранных Коненко произведений для издания в микроформате не случайны. Как правило, это классика отечественной и зарубежной литературы, есть нотные факсимильные альбомы Чайковского и Паганини. Издание каждой книги приурочено к юбилею автора, конференции или каким-либо связанным с писателем мероприятиям. Насколько качественна полиграфия изданий Коненко, можно судить и по миниальбомам европейских художников. Поражает, насколько внимательно микроминиатюрист относится ко всем элементам каждого издания, вне зависимости от содержания и размера: книги с суперобложкой, капталом, ляссе, факсимильными вставками, цветными иллюстрациями, стилизацией старинной рукописи, буквицами, орнаментированными полями, золоченым обрезом порадуют любого книголюба. А «Слово о полку Игореве» с берестяными гравюрами на кожаном переплете, издания классиков с плитками из поделочных камней на передней стороне обложки вызывают неподдельное восхищение мастерством художника, его любовью к творчеству.

В экспозиции не просто миниатюрные изделия. Для того чтобы впечатлить размерами своих работ, автор разместил их рядом с насекомыми, зернами растений. Интересна «Гостиная насекомых», с маленькими книжными шкафчиками, столом и стульями, где кузнечик и стрекоза «читают» Пушкина. Любители романтики Парижа увидят Эйфелеву башню на усике комара. Малышей порадуют сюжетные «Муха Цокотуха» с чашками, самоваром и прочим убранством стола вплоть до вязаных салфеток, а также Стрекоза и Муравей из басни И. А. Крылова.

Потрясающе внимательно, искусно, любовно сделанные, творения Анатолия Коненко очень естественны в природном окружении. Один из представленных в Ульяновске экспонатов и вовсе «живо» – механизм «часов для стрекозы» действует. В планах художника создать движущиеся миниатюры.

Полюбоваться на «Чудеса под микроскопом» жители Ульяновска смогут в музее Ленинского мемориала с 16 сентября по 14 октября с 9.00 до 17:00.