В Ульяновской области есть святые источники, известные на всю Россию: источник Николая Чудотворца у подножия Николиной горы в Сурском, святой источник Казанской Божией Матери в Жадовке, купель Ксении Блаженной в Арском. Но есть и другие, затерянные в лесах и оврагах, они дают благодать и исцеление болезней немногим посвященным.
Вряд ли кто-то назовёт точную цифру, сколько сегодня целебных источников в Ульяновской области. После Великой Октябрьской революции, когда советская власть безжалостно расправлялась с религией, церковные архивы сгорали в пожарах.
И всё же, хотя часовни и церкви были разрушены, святые источники сохранились. Они по-прежнему несли свои благословенные воды людям, пока по ним не нанесли второй удар. В 70-80-е годы, в период мелиорации, когда начали возделывать поливные поля, источники стали пересыхать. Многие исчезли бесследно, другие мало известны. Но, несмотря на годы забвения, людская память хранит истории и предания о намоленных родниках.
Дмитрий Илюшин каждое лето колесит по Ульяновской области, совершая для себя всё новые и новые открытия заповедных мест. Святым источникам в своих экспедициях он уделяет особое внимание:
– Святых источников, почитаемых в сёлах, у нас в области не меньше ста. Богаты на них Карсунский, Барышский и Сурский районы. Я собираю легенды о них, разговариваю с краеведами, чтобы поделиться этими знаниями с людьми.
О самых известных и интересных источниках исследователь и рассказал «Молодёжной газете».
Так, в пяти километрах от Карсуна бьёт святой источник Николая Угодника, который местные жители зовут не иначе как родник Богдана Хитрово. По преданию, именно отец-основатель Ульяновской области открыл ключ со студёной водой, когда его войско стояло лагерем на склоне горы и воевода выбирал место под будущую Карсунскую засечную черту. И хотя в годы советской власти возведённая над родником часовня была разрушена, народ не забыл туда дорогу. По узким тропинкам, где не проедет автомобиль, паломники идут поклониться святому месту.
В самом Карсуне сейчас восстановлен источник Смоленской Божией Матери. Вода в нём была настолько чистая и благостная, что местные мальчишки продавали её по копейке за бидон. Народ стоял за ней в очереди. Считалось, что эта вода приносит материальные и финансовые блага.
В селе Большое Нагаткино Цильнинского района, по преданиям, из местного источника живую воду пили ещё войска Ивана Грозного, в походе останавливаясь здесь на ночлег. Здесь же людям была явлена икона «Неутолимая ярость», которую впоследствии, в 17 веке, едва не утратили из-за людской безответственности. А дело было так: местная помещица решила обновить икону и отвезла её реставратору в Москву. Тот закинул её на чердак и благополучно о ней забыл, а вскоре начал маяться: болели руки, ноги отказывали. Хвори преследовали его долгие годы, пока жене его не приснился сон: лик с иконы попро-‘ сил вернуть забытую святыню людям, и тогда здоровье вернётся к реставратору. Так и вышло. Пока умелец работал над иконой, здоровье его пришло в норму, а в благодарность он сделал ей золотой оклад с серебряным отливом. Увы, до наших дней икона не сохранилась. А родник – вот он, по-прежнему несёт Божью благодать людям.
В Тереньгульском районе близ села Федькино есть святой источник, прозванный в народе Бездонным. По преданиям, давным-давно, несколько веков назад, на том месте, где забил источник, нашли икону Иоанна Предтечи. В честь такого радостного события местные жители построили там церковь. Но однажды во время службы земля под церковью начала ходить ходуном, храм стал медленно проваливаться под землю. В страхе местные жители разбежались, а священник продолжил службу до конца, пока церковь не поглотила вода. На месте, где еще недавно возвышались купола с крестами, забил пятиметровый фонтан. Когда он успокоился, жители решили проверить, насколько глубоко под воду ушла церковь. Собрали все верёвки, которые нашли в деревне, привязали двухпудовую гирю, но дна так и не нашли… Но и поныне у родника из-под земли часто слышится колокольный звон.
– У этого источника, одного из немногих, есть интересная особенность – он не терпит лености. Если уж ты пришёл в него окунуться, то будь добр потом соберись и побегай, иначе можно заболеть, – рассказывает Дмитрий. Ещё один из древних святых источников – Параскевы-мученицы – расположен в Сенгилеевском районе близ села Тушна. Сенгилеевские горы вообще издавна были знамениты тем, что кишели разбойниками. По разным источникам можно найти упоминания о затерянных там как минимум 20-ти «кудеяровых городках». Так вот, для того, чтобы предупредить нападение разбойников, в Тушне выставляли пост. Ну и начали сторожевые люди замечать, что разбойники подходят к определённому месту, разворачиваются и уходят. Оказалось, в этом самом месте в корнях берёзы стояла икона Параскевы-мученицы и слепила разбойникам глаза. Там же из-под берёзовых корней начал бить родник, который почитается и поныне.
Но чудеса, связанные с родниками, случались не только в старину. Так, село Юрлово Базарносызганского района большой овраг поделил на две части. В давние времена на одной стороне оврага жила старообрядческая община, на другой – православная. А в самом овраге бил и до сих пор бьёт родник иконы Грузинской Божией Матери. Легенда о том, как явилась эта икона, до наших дней не дожила. Зато сохранилось описание одного чуда,которое случилось совсем недавно, всего лишь в 1993 году.
На Пасху одна женщина приехала на этот источник с женскими болезнями. Буквально через несколько дней ей предстояло лечь на операцию. Приехала больная с одной просьбой – чтобы побыстрее выздороветь. Но когда она через пару дней обследовалась в областной больнице, выяснилось, что у неё нет и намека на болезнь!
– Земля слухами полнится. И хотя юрловский родник особо не известен, к нему постоянно идут паломники, – делится впечатлениями Дмитрий. – Икона Грузинской Божией Матери очень редко встречается. Ей нужно молиться от смертельных болезней и в самые тяжёлые времена. Вот и едут сюда те, у кого не осталось ничего, кроме надежды… Одни источники найти легко – они достаточно известны, а вот чтобы обнаружить другие, исследователю пришлось потрудиться. – Поиск источников – очень сложный процесс. Очень редко они находятся на территории деревни, далеко не всегда к ним есть хорошие дороги – часто нужно шлёпать пешком несколько километров. Да и местные жители не всегда хотят показывать местоположение родника. Они прячут свою святыню от посторонних глаз, чтобы приезжие её не угробили. Ведь в желании снискать Божью благодать народ иногда уничтожает всё вокруг.
И страхи местных жителей часто не беспочвенны. Однажды, около полувека назад, в селе Берёзовка Вешкаймского района из-за глупости человеческой пересох святой источник Воздвижения. Случилось это после того, как в него окунулась женщина, будучи в определенном «нечистом» – состоянии. В селе началась чёрная полоса, неприятности шли одна за другой. Пережив немало бед, местные жители пошли к пересохшему роднику и трое суток молились о том, чтобы источник вернулся. Их молитвы были услышаны.
Другую святыню – Плачущую гору в балке за селом Баевка Николаевского района – православные вернули для посещения не так давно, путём долгих уговоров местных жителей. Сотни лет к оврагу, по которому с высоты двух метров текут ручьи, приходили молиться люди – обязательно на рассвете, и чтобы никого вокруг не было. Тихо, шёпотом, стоя на коленях перед ручейком, нужно было просить о сокровенном.
– Считается, что этот родник очень помогает от болезней ног. Туда приносят старцев, оставляют их чуть ли не с ночёвкой, чтобы те встали на ноги.
Есть в Ульяновской области и источники, связанные с местными святыми. В селе Ундоры Ульяновского района, недалеко от санатория им. В.И.Ленина, в лесном овражке стоит купель святого Антония. Блаженный во имя веры ходил по лесу со своим внуком и сказал однажды: «Здесь вот родничок в траве живёт». Внук, хоть и не поверил, но проверить всё же решил. Копнул на три лопаты – и родник забил. Говорят, если окунуться в купель святого Антония, задумав своё самое сокровенное желание, он непременно его исполнит.
– Многие думают, что купание в святых источниках смывает все грехи. Это не Так. Но то, что омовение благостно и для тела, и для души – это бесспорно. При условии, что для вас это не забава. Я категорически против, чтобы в источники лезли с похмелья, по пьяни или на спор. Всем остальным, кто нуждается в исцелении от болезней и утешении, нужно соблюдать одно правило: входить в святую воду с молитвой, трижды окунуться с головой и просить о том, что тебе действительно нужно.
НЕ СВЯТОЙ, НО ПОЛЕЗНЫЙ
В селе Беловодье Сурского района есть Чайный колодец, который замечательно лечит болезни желудка. А Чайным его прозвали за то, что вода в нем насыщенного коричневого цвета и запах у неё торфяной. Спасает вода не только мающихся животом, но и тех, кто страдает похмельем. Но местные жители говорят, что с таким лечением «после вчерашнего» главное – не переборщить. Выпьешь лишнего – и навсегда заработаешь отвращение к зелёному змию.
Алёна КНЯЗЕВА