Новый устав Ульяновска

14 марта 2010 года ульяновцы последний раз выбирали руководителя мэрии города. Теперь чиновник, отвечающий за «вопросы местного значения», будет назначаться Городской Думой. Таковы результаты поправок, принятых к Уставу Ульяновска 30 июня 2010 г.

Напомним, что принятию этой версии Устава предшествовала многомесячная эпопея по внесению поправок в него. Депутаты Городской Думы еще перед весенними выборами пытались изменить порядок управления городом, но ввели закон задним числом и в дело вмешалась прокуратура. До последнего обсуждался вариант с полной отменой всенародных прямых выборов главы города — его предлагалось назначать из числа городских парламентариев, — но пока ульяновцы все же остались с «всенародным» главой города. Тонкость ситуации в том, что городом этот глава управлять больше не будет.

По новому уставу, выбранный горожанами мэр станет председателем представительного органа власти. То есть – Ульяновской Городской Думы. При этом хозяйственные вопросы, «вопросы местного значения», возьмет на себя глава администрации города, который будет работать по контракту. Фактически, «голов» у города теперь будет две.

Депутаты объясняют это нововведение тем, что ульяновцы часто бывают неудовлетворены работой выбранного ими мэра, но исправить уже ничего не могут, потому что доверили ему управление городом на целых пять лет. Теперь, как поясняет председатель Ульяновской Городской Думы Василий Гвоздев, «если глава администрации не справляется со своими обязанностями, вызывает обоснованное недовольство у населения и депутатского корпуса, с ним просто расторгается контракт, а на его место назначается другой, более добросовестный и профессионально выполняющий свои обязанности управляющий». Назначаться руководитель администрации будет по итогам конкурса.

Поправки к уставу обсуждались на специальных общественных слушаниях, организованных Городской Думой 18 июня 2010 года.

Казалось бы, ульяновцы сами одобрили нововведение и получают от него одни сплошные плюсы. Но как минимум сама процедура общественных слушаний вызывает много вопросов.

Во-первых, горожан от нее максимально отстранили. Информация в СМИ о предстоящих слушаниях прошла на редкость незаметно. Регистрация на слушания была назначена на 8:20 часов, но уже в 7 зал был полон, и, судя по пассивности и единодушию зала, аудитория была подобрана заранее. Может быть, люди пришли на полтора часа раньше регистрации, чтобы выразить свое категорическое несогласие? Нет, они подавляющим большинством одобрили предложенные поправки. С точки зрения человеческой психологии верится с трудом.

Во-вторых, некоторые участники слушаний демонстративно покинули зал и заявили, что считают слушания нелегитимными. Однако это тоже прошло незамеченным. Поправки были приняты.

Кроме того, гладкие на словах, поправки могут существенно сказаться на жизни ульяновцев. Как заявил депутат областного Законодательного Собрания Алексей Куринный, «это отсутствие «обратной связи» с населением. Фактически у нас будет каста несменяемых депутатов и чиновников. Изменяя таким образом Устав города, мы тем самым забиваем жителю мысль, что он ничего не решает, что от него ничего не зависит. В условиях, когда власть не хочет слышать о проблемах населения, протесты становятся неуправляемыми, непредсказуемыми. Ничего хорошего от этого не будет. Ни развития, ни модернизации».

Политолог и политтехнолог Константин Калачев полагает, что новая схема управления Ульяновском приведет к росту коррумпированности городских властей.

На сайте ульяновской городской Думы текст нового устава заявлен, но при попытке его прочесть пользователь видит ошибку — на самом деле документ не выложен на сервер.

От принятия нового устава проблем в городе меньше не станет. Но добиться их решения горожанам станет вдвое сложнее. Глава мэрии, избавленный отныне от необходимости давать избирателям предвыборные обещания, не будет испытывать мук совести, что он обещал сделат то-то и то-то. И, ссылаясь на занятость, будет максимально стараться уйти от ответа и скидывать письма и просьбы на своих замов. Пенсионеров, звонящих в мэрию, теперь будет легче запутать, заявив, что их вопрос находится в компетенции «другой головы».

Однако, может быть, причина такого скепсиса — усталая привычка ульяновцев к тому, что ульяновские власти плохо работают? Может быть, новые поправки к Уставу, принятые в соответствии с ФЗ № 131, как раз и рассчитаны на то, чтобы наконец заставить чиновников на местах эффективно управлять городом?

Ульяновск не будет первопроходцем «двухголовой» городской власти. «Во многих городах такая схема управления уже действует. Например, в Рязани, Калининграде, Мурманске, Смоленске, Новочеркасске и других городах. Она позволяет усилить контроль над работой исполнительной власти», – говорит председатель Ульяновской Городской Думы Василий Гвоздев.

Что ж, время покажет, в пользу ли горожан приняты поправки к Уставу. Реальное благополучие региона зависит от политической активности его населения. Ульяновцы, полагающие, что они обладают достаточным опытом для того, чтобы взять руководство мэрией в свои руки, смогут принять участие в конкурсе на место главы мэрии, работающего по контракту.

Правда, не сейчас. Новая система управления городом вступает в силу по истечении срока полномочий Александра Пинкова в 2015 году или после его досрочного ухода с поста главы города.