Дворец раздора

Среди великого множества недостроя, чем до сих пор «богат» наш регион, ледовый Дворец занимает особое место. Он стал сильной головной болью для экс-губернатора Владимира Шаманова и долгое время был «гвоздем в ботинке» для нынешних руководителей области.

Среди оппонентов проекта существовало мнение, что Дворец был нужен генералу в качестве «дымовой завесы». Видя, что строительство нового моста через Волгу, которое к тому времени прочно «зависло», ему не потянуть, он решил отвлечь всеобщее внимание от этой проблемы подачей народу дорогой «ледовой игрушки». Ход был во-многом правильный: чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. Действительно, «дитя» вскоре успокоилось и стало внимать речам высокопоставленных дядей. Вот только лишь один образчик того, какой «кашей» наши правители кормили вверенный ему люд.

«Многие дети мечтают о фигурном катании, о большом хоккее. Кстати, благодаря ледовому Дворцу ульяновская «Волга» (хоккейная команда – авт.) … автоматически перейдёт в суперлигу. Ледовый Дворец – это не просто дорога в большой спорт, это честь и слава наших будущих спортсменов на мировых соревнованиях.

Я лично обещаю, что долгостроем объект не станет. Уже в 2002 году на строительство было заложено 60 миллионов рублей. Для его завершения понадобится не менее 200 миллионов. Почти треть денег на строительство Дворца будет выделена из федерального бюджета. Сейчас проект находится в стадии окончательной доработки».

Как вы думаете, что это? Не отгадаете. Это прямая речь из предновогоднего интервью первого заместителя губернатора области Михаила Шканова, опубликованного 27 декабря 2002 года в областном еженедельнике «Вестник». Где ныне экс-губернатор Шаманов, хорошо известно: опять в Москве, при звёздах и лампасах. Шканов после избрания губернатором Сергея Морозова как в Лету канул. Но совсем недавно вновь дал о себе знать. На этот раз в ранге министра строительства региона. Что стало с ледовым Дворцом? Об этом мы и намерены поговорить.

Хотели как лучше? Не получилось

В октябре 2002 года Шаманов встретился в Москве с председателем Госкомспорта Вячеславом Фетисовым. Разговор носил конкретный характер: обсуждался проект строительства ледового Дворца в Ульяновске. Фетисов идею одобрил, поддержал и даже, вроде бы, пообещал софинансирование строительства. А в подтверждение сказанного потребовал письменные гарантии того, что область, в свою очередь, тоже выделит деньги. Вот откуда бодрые нотки в интервью Шканова.

Но область предполагает, а Москва располагает. Произошёл сбой. Может быть, наверху посчитали объект не заслуживающим «высочайшего» внимания, а внизу не сумел убедить их в обратном или нашлись другие причины. Но федеральный центр денег не дал. По крайней мере, о них ничего не известно. А на региональные средства построить Дворец оказалось невозможным. Всё обернулось мыльным пузырём, точнее сказать, катком с искусственным льдом. Да и тот, мы скажем об этом позже, был построен спустя рукава.

Шаманов тем временем раздавал ульяновцам клятвы, что завершит строительство Дворца и, вроде бы, даже прилюдно обещал наказать своего заместителя Шканова, если «стройка» века не будут завершена. А потом, как известно, не дождавшись новых губернаторских выборов, досрочно сложил с себя полномочия и отбыл в первопрестольную искать высшего соблаговоления.

На последовавшие затем события мало кто обратил внимание. А суть их такова. Когда стало окончательно ясно, что проект ледового Дворца рухнул, некие структуры, имена которых до сих пор остаются тайной, заявили о своих правах на часть объекта, оставляя другую часть за регионом. Почти одновременно с этим мэрия свои решением от второго ноября 2005 года отдала 52 тысячи квадратных метров земли в пойме Свияги, рядом с Дворцом, Ульяновскому ООО «Центр Прогресс». Этим же решением были изъяты более 39 тысяч «квадратов» из земель, принадлежавших Дворцу.

Дальше – больше. Фирма выкупила у оставшихся неизвестными владельцев их долю. В неё входили, насколько нам известно, холодильные установки и площадка, на которой заливался лёд. Затем настала очередь областной доли: железобетона, свай и трибун. Но об этом мы скажем чуть позже. А пока что уточним одни момент. Из открытых источников стало известно, что ООО «Центр Прогресс» и хорошо известная ульяновская фирма «ДАРС» имеют … один и тот же юридический адрес в Железнодорожном районе Ульяновска. «Вскоре «Центр Прогресс» как-то незаметно ушёл в тень, уступив «ДАРСу» место лидера.

Спохватились, когда с горы скатились

Следующий, 2006 год, выдался во всех отношениях скандальным. Первые лица области стали заявлять, что есть все основания подозревать Шаманова в нецелевом расходовании средств, предназначенных для строительства ледового Дворца. Генерал с решимостью военного отверг информацию о допущенных при строительстве ошибках. Подал голос и вице-губернатор Шканов: «Обычно кричит «держи вора» тот, кто сам ворует». Здесь он явно погорячился. Счётная палата области провела проверку и пришла к выводу о том, что нарушения были. Причём, не только при строительных работах. Средства на объект почему-то выделялись из резервного фонда губернатора, предназначенного, как известно, для использования в экстренных случаях. Возводился Дворец без утверждённой в пределах существующих правил проектно-сметной документации. Не было надлежащим образом оформленного отвода земель. Каток открыли без конкретного решения по вводу его в эксплуатацию. Масла в огонь подлили независимые эксперты: «Проект не прошёл экологическую экспертизу. Заказчики и подрядчики были определены без тендера. Всем ясно, что деньги в этой яме просто закопали, может быть, 120, 180 или даже 250 миллионов рублей: точно никто не знает. Это грандиозная афера!»

Областная прокуратура тоже высказала своё мнение: «В части расходования средств по ледовому Дворцу проведена проверка. Было много нюансов, связанных с инвестированием проекта в части вложения финансовых средств. Акты прокурорского реагирования направлены в соответствующие инстанции. Хищения бюджетных средств не выявлено. Люди, которые стояли за этим строительством, представили документы, из которых следовало, что средства освоены. Они были незначительными и строительство вылилось не в Дворец, а в обыкновенный каток».

Тем временем руководители региона объявили, что каток будет демонтирован, поскольку им нельзя пользоваться: «Дальнейшая эксплуатация стадиона невозможна из-за его постепенного разрушения». При этом делалась ссылка на выводы экспертной комиссии, из которых следовало, что объект был возведён с грубейшими нарушениями и множеством технических ошибок. Вскоре после этого начался демонтаж недостроенного Дворца.

Общественность не унималась. Было вполне очевидным, что объект достраивать никто не будет. Но факты говорили сами за себя. Специалисты, действительно, обследовали площадку. Однако утешить людей не могли. Она хотя и увеличивала на пару месяцев катание на катках за счёт искусственного льда, но использовать её было небезопасно. В частности, состояние, в которое пришла охлаждающая бетонная плита Дворца, было признано недопустимым. Исследования показали, что морозостойкость бетона ниже, чем требуется для таких сооружений. Дальнейшая эксплуатация может привести к разрушению плиты и повреждению магистралей холодоснабжения. При этом этиленгликоль, находящийся в трубах, может вылиться в Свиягу и убить реку. Поэтому сделать профессиональное сооружение на основе имеющейся площадки практически невозможно.

Но даже и этот факт не охладил пыл оппонентов. Вот что говорил в своей статье « Расхитителей – на чистую воду» («Ульяновская, правда» от 11.10. 2006 года) депутат ЗСО – председатель УРО политической партии «Патриоты России» Владимир Аладин: «Последние события, происходящие в области, не оставляют никаких надежд на искоренение коррупции, взяточничества, воровства, разграбления государственной собственности чиновниками и ворюгами всех мастей. Пример того, как надо грабить, был показан администрацией Шаманова.

После позорного провала этой команды на ряд чиновников завели уголовные дела. Но правоохранительные органы осуществляют лишь имитацию расследования уголовных дел. Депутаты ЗСО не смогли противостоять наглости и напористости чиновничьей рати.

Казалось бы, новая администрация должна извлечь уроки из прошлого. На самом деле коррупция, грабёж приобрели новые, более изощрённые формы. Если команда Шаманова всё объединяла, чтобы присваивать большие куски, то сегодняшние чиновники стали всё разукрупнять и присоединять.

Особенно на ниве «разукрупнения и присоединения» отличился бывший руководитель департамента имущественного комплекса Андрей Баранов. Он «разукрупнял и присоединял» всё подряд: ледовый стадион в Засвияжье «присоединяют» уже второй год и, по-видимому, вскоре «присоединят», а на его строительство затрачено более 90 миллионов рублей бюджетных средств.

Прошу считать моё заявление обращением к губернатору Ульяновской области Морозову С.И. и прокурору области Малышеву В.В.»

Остаётся неизвестным, возымело ли заявление своё действие. Баранов к тому времени, насколько известно, ушёл с политической арены глубоко в тень и как-то тихо исчез в неизвестном направлении. Надо полагать, залёг он глубоко, если «выплыл» совсем лишь недавно. Правда, сразу в качестве «спортсмена», простите, руководителя регионального департамента физической культуры и спорта. Ответ прокуратуры нам известен. В конце ноября 2006 года начальник отдела спортсооружений областного комитета по спорту Василий Кренделев сообщил, что ледовый Дворец в Засвияжье передают в областную собственность. Заливать в зиму его вряд ли будут, так как он считается объектом незавершённого строительства. Сообщение явно запоздало: демонтаж Дворца уже шёл полным ходом. Впрочем, это сути дела не меняет.

Посчитали, прослезились

Спорам о количестве «зарытых в яму денег» положило конец апрельское 2007 года заседание депутатов ЗСО. Именно тогда были приняты поправки в Программу управления госсобственностью Ульяновской области на текущий год. Требовалась лишь «самая малость»: дать разрешение на продажу доли областной собственности в ледовом Дворце. Она, к удивлению одних, разочарованию других, возмущению третьих оказалась ничтожно мала, всего 68,9 миллиона рублей. Более того, в подтверждение этой суммы документов и других обоснований представлено не было. Если не считать, ну, очень коротких пояснений со стороны исполнительной власти, опять же без наличия сметной документации. Страсти кипели нешуточные. История умалчивает, какие скрытые и явные пружины были приведены в действие, но депутаты дрогнули, и дали разрешение региональному Минимущества продать долю именно за такую сумму. Это, по сути, означало, что виновников выброшенных на ветер при строительстве Дворца денег больше искать не будут.

Думается так, что на решение народных избранников в немалой степени повлиял проект, предложенный … фирмой «ДАРС». Действительно, устоять было трудно, если, вообще, возможно. Проект предусматривал строительство на месте бывшего ледового Дворца современного спортивного торгово-развлекательного комплекса «Аквамолл». От широты планов захватывало дух! Сами посудите: трёхэтажное здание общей площадью 80 тысяч квадратных метров, два гипермаркета, супермаркеты различной специализации, торговая галерея. Спортивно-культурная часть должна была быть представлена круглогодичным катком под крышей, фитнес-залом, бассейном, кинозалами и игровыми залами для детей. Вокруг здания центра – парковка на полторы тысячи автомобилей.

Что очень важно, комплекс обещал создание почти трёх тысяч новых рабочих мест. Правда, на его строительство требуется более 2,5 миллиарда рублей. Но это не вопрос. Начать строительство можно уже в конце лета. Через год завершить первую очередь. А к 2010 году сдать объект в эксплуатацию. По замыслу авторов проекта за первой очередью может последовать вторая. И тогда уж точно ближнее Засвияжье станет второй после Мемориала визитной карточкой города, центром культурной жизни Ульяновска.

Но, увы!, не получилось. Мировой ли кризис тому виной, нынешняя ли засуха, а может что-то и другое, но на месте обещанного «Лас-Вегаса» сегодня можно видеть лишь горы мусора, да изуродованную экскаваторами землю. Ульяновск в очередной раз оказался у разбитого корыта.