У авиагиганта, простоявшего в Ульяновске более десяти лет, началась новая жизнь

Необычные судьбы бывают не только у людей, но и у самолетов. Пример тому — военно-транспортный лайнер «Ан-124 «Руслан», который более 10 лет простоял в забвении на ульяновском «Авиастаре» и в то же время стал частью судьбы одного из офицеров военно-транспортной авиации. На этой неделе полностью обновленный «Руслан» встал на крыло и покинул ульяновский ангар. Для него началась вторая жизнь. А лейтенант Виктор Кучинский, все это время ухаживавший за машиной, потерял родного человека…

Два друга

Этот самолет был построен на «Авиастаре» в 1987 году. В то время еще не было коммерческих перевозок и подобные типы самолетов предназначались исключительно для военно-транспортной авиации Минобороны тогдашнего СССР. Авиастаровцы передали машину военным летчикам, а те налетали на ней более 1 200 часов. В общем-то немного для подобного типа самолетов. «Руслан» летал по всей стране, бывал за границей. Большую часть своей небесной жизни провел в Африке. Перевозил гуманитарные грузы по линии ООН.

В 1999 году у лайнера «поизносился» летный ресурс и его пригнали на «Авиастар» на доработку. Думали, на несколько месяцев, но разлука с небом затянулась на десять с половиной лет. Из-за экономических трудностей в стране работы практически не проводились, и самолет простаивал в ангаре.

Чтобы технически поддерживать его жизнь, к самолету, образно говоря, приставили лейтенанта Виктора Кучинского из Твери, молодого парня, только что окончившего военное училище. Инженер-техник стал следить за самолетом. Утром Виктор приезжал на летно-испытательную станцию авиазавада и шел к своему самолету. Проверял его, ремонтировал, если в этом была необходимость. «Руслан» стал частью его жизни. Виктор верил, что когда-нибудь самолет еще полетает. Но годы шли, а «Руслан» все стоял в ангаре. Тем временем Виктор дорос до капитана, встретил в Ульяновске свою любовь, женился. У него родился сын. А «Руслан» все ждал неба…

В небо досрочно

В 2008 году наконец-то был подписан контракт с Минобороны и авиастаровцы начали полностью модернизировать этот самолет. В прошлом году его оттащили в один из цехов «Авиастара», а где-то с месяц назад лайнер вновь оказался на ЛИСе. Притом сдали его досрочно — по плану должны были передать военным лишь в конце ноября. Во вторник работники ЗАО «Авиастар-СП» провожали «Руслана» в новую жизнь.

— Самолету полностью поменяли авионику, дополнили новыми приборами, продлили летные ресурсы, покрасили, теперь он готов выполнять любые тактические задачи, — сказал «НГ» командир корабля подполковник Игорь Голик. — Машина очень хорошая. Мы уже сделали несколько пробных полетов. Лайнер стал более гражданским. Этот «Руслан» теперь будет «служить» в 224-м полку военно-транспортной авиации, который базируется в Сеще Брянской области. Туда мы сейчас и полетим. Уже все вещи собраны, ждем команды. «Руслан» так и рвется в небо.

— Это первый модифицированный самолет по линии программы Минобороны, которая стартовала в июле этого года, — сказал гендиректор ЗАО «Авиастар-СП» Сергей Дементьев. — Программа рассчитана на пять лет. Сейчас на заводе находятся еще два военных «Руслана». Это серьезное подспорье для загрузки «Авиастара». Планируем передавать по самолету раз в год. Модернизацию должны пройти все 22 «Руслана» Минобороны. Стоимость доработки одного такого самолета — порядка 400 миллионов рублей.

— Переговоры с Минобороны были нелегкими, — сообщил региональный министр промышленности и транспорта Олег Гуляев. — Немалую роль в подписании контракта сыграли облправительство и лично губернатор Сергей Морозов. Передача военным первого модернизированного самолета подтверждает, что завод может и готов выпускать такие машины.

Под «аккомпанемент» дождя

Огромный тягач вывел обновленный «Руслан» из ангара. В этот момент на взлетную полосу вырулил эмчээсовский «Ил-76», который тушил пожары в Новоспасском районе. Он садился в «Восточном» для забора воды. Большой брат уступил ему дорогу, подождав, когда «спасатель» взлетит на помощь. И лишь затем летчики запустили движки, и лайнер медленно покатился на взлетную полосу.

Разгон — и «Руслан» в небе. Правда, поднимался тяжело, словно не хотел покидать Ульяновск.

На глазах у Виктора Кучинского мелькнули слезы.

— Не могу, ком в горле, как будто друга провожаю, ведь это целая эпоха — часть жизни с ним связана, — говорит офицер. — С одной стороны, конечно, я рад, что стали модернизировать «Русланы», но с другой — это праздник со слезами на газах. Через несколько дней и я поеду в поселок Сеща, где базируется авиаполк «Русланов». Вот соберу чемодан — и в путь. Наверное, уволюсь со службы и приеду в Ульяновск. Здесь у меня семья, мой родной дом. И все благодаря этому самолету.

… А «Руслан» поднимался все выше и выше. Лишь напоследок помахал крыльями, как бы говоря: спасибо, ребята, не дали кануть в Лету, — и исчез в серых облаках. А вслед ему лил дождь. Говорят, что это хорошая примета.

Арсений КОРОЛЕВ