Во второй декаде сентября для обработки материалов полевых исследований пришлось выезжать на машине в Подмосковье. Путь неблизкий: почти тысяча километров в один конец по дороге М-5. Придорожный ланшафт не радовал – вдоль дороги пепелища от сгоревшего леса, а на безлесных территориях выгорели и степные склоны. И так на многие сотни метров или даже километров. Глядя на обгоревшие до макушек сосны, а более всего пострадали сосновые леса и молодые сосновые лесопосадки, не мог избавиться от мысли: почему это могло случиться, что огонь уничтожил такие огромные площади лесов?

На придорожный ландшафт я уже смотрел как ботаник-эколог. Можно было заключить, пожар начинался от дороги, а затем уходил в лес. Причиной тому – выброшенные из проходящих машин непотушенные сигареты. Это мне приходилось видеть в предыдущие годы во время исследования Симбирской засечной черты, идущей параллельно дороге Ульяновск-Тагай. На отдельных участках в придорожной полосе травостой выгорал, начиняя от дороги, и захватывал далее лесополосу. Кроме того, присмотритесь к курящим людям, стоящим на остановках в ожидании транспорта.

Практически ни один из них не тушил горящую сигарету, а просто бросал ее под ноги. Именно так делают и бегущие к автобусу с сигаретой во рту пассажиры. А теперь посмотрим на придорожную территорию. Если откос и полоса отчуждения не выкашиваются в течение лета, то они представляют реальную базу для возгорания от брошенного окурка. В условиях сухой и жаркой погоды прошедшего лета пожароопасность здесь во много раз возрастала. Не случайно в тех районах, где дороги были обкошены и, вдобавок к этому, соседняя территория лесополос была опахана, пожарищ не наблюдалось. На таких участках дороги выкошенная трава представляла собой настоящий зеленый газон, и это впечатление еще более усиливалось после прошедших дождей. И наоборот, где этого не было сделано, стояла высохшая трава и накопившаяся сухая подстилка. Проезжая по дороге, видел, как дорожные рабочие в оранжевой спецодежде собирали с обочин дороги мусор, дело было в понедельник, а следом за ними шел трактор и выкашивал траву. Это наблюдалось в соседней Пензенской области. Поверьте, мне летом приходится много ездить по территории нашего края. По дороге и по придорожной территории безошибочно можно сказать, что мы находимся на территории Ульяновской области.

Вот мы пересекли западную границу области со стороны рабочего поселка Николаевка, и дорога стала напоминать стиральную доску. Асфальтовое покрытие разбито многочисленными трещинами и выбоинами. Впрочем, мне нисколько не хочется обидеть нашу дорожную службу, но все-таки за время поездки не удалось увидеть работ по расширению дорог, что так широко проводится в Пензенской области, на Рязанщине или в Подмосковье. Там ровные, широкие и четко размеченные дороги с разделительными ограждениями. У нас все дорожные работы с большим «размахом» проводятся только в самом Ульяновске, а на областных дорогах – только небольшой ямочный ремонт.

При возращении, 21 сентября, стали свидетелями пожара в Новоспасском районе. Дым и гарь висели в воздухе, и дважды над нами пролетали самолеты.

Позднее узнали из «Симбирского курьера», что действительно в тушении пожаров принимали участие самолеты. И в этом случае, на участках со свежими пожарищами, дороги не были обкошены и опаханы. Замечу еще, что у нас придорожные полосы отчуждения зарастают даже деревьями и уже возникают небольшие перелески.

Николай РАКОВ, действительный член Русского ботанического общества.