Вторник, 28 сентября, начался с сенсационной отставки мэра Москвы Юрия Лужкова. В тот же день стало известно, что авиакомпания «Атлант-Союз» (основным акционером которой является Правительство Москвы) – единственный заказчик «Ту-204СМ» – отказывается от их покупки. По сути, это означает, что в России вообще прекращается производство самолетов «Ту», которые были в советские времена основой «Аэрофлота».
Как известно, на прошедшем недавно в Сочи экономическом форуме был подписан контракт о поставки в Россию беспрецедентно большой партии в 50 самолетов «Боинг-737» для того же «Аэрофлота». Кроме того, на форуме «Ростехнологии» также подписали с компанией «Иркут» (контролирующей «Авиастар») меморандум о поставке 50 самолетов «МС-21», которые должны заменить отработавшие свой ресурс «Ту-154».
Контракт на 15 самолетов «Ту-204СМ» для «Атлант-Союза» на самом деле был заключен с лизинговой компанией «Ильюшин финанс» еще летом прошлого года, гораздо раньше визита Юрия Лужкова в Ульяновск. Однако покупатель и продавец не смогли договориться о скидке. За один самолет «Ильюшин финанс» хотела получить 50 млн. долларов и снизить цену отказалась, так как производство «Ту-204СМ» стало очень затратным. Указанная же цена превышает аналогичные предложения от зарубежных поставщиков за 35 млн. долларов. По данным экспертов, доля материальных затрат в себестоимости самолета за последние годы выросла до 87%. При такой низкой рентабельности производство «тушек» становится просто не выгодным.
Тем временем, вместо 15 наших «Ту» компания «Атлант-союз» уже приценивается купить несколько «Боингов». Отказ от услуг «Авиастара» по неофициальным заявлениям был так же обусловлен опасениями, что его продукция так редко выпускается заводом, что его самолеты можно назвать штучной работой, а не серийной моделью. Кстати похожие проблемы с завышением цены касаются и другого отечественного лайнера «Ан-148».
После расторжения контракта с «Атлант-Союз» лизинговая компания начала поиск новых заказчиков среди менее крупных отечественных авиакомпаний. Понятно, что шансы на успех очень не велики. Несколько лет назад пять «Ту-204СМ» заказала иранская Iran Air Tour, впрочем, реализация контракта приостановлена. Как оказалось, частично права на двигатели для самолетов принадлежат американской компании Pratt&Whitney, которая после введения санкции США портив Ирана наложила запрет на их продажу в эту страну.
Изначально программа «Ту-204СМ» была рассчитана до 2020 года. На следующий год в бюджете даже зарезервировано порядка 700 млн. рублей на эти самолеты. Но планы, судя по всему, придется пересмотреть. По некоторым данным на программу «Ту-204СМ» уже потрачено из государственной казны порядка 5 млрд. рублей. Результаты, правда, не особо радуют, все, что удалось сделать на эти деньги – модифицировать два лайнера Ту-204, на «Авиастаре».
Если до конца года не будут найдены покупатели на «Ту-204СМ», то его производство будет прекращено. Выделенных на следующий год бюджетных 700 млн. руб. не хватит даже на один самолет, не говоря уже об их серийном производстве. Так же если взятый на экономическом форуме в Сочи курс на закупку иностранной техники для России продолжится, производство вообще всей линейки самолетов «Ту» прекратится. Единственные, кто не грустит по данному поводу, так это авиаперевозчики. К «тушкам» накопилось много претензий, особенно, что касается послепродажного обслуживания. Грубо говоря, отечественные самолеты не обеспечены сервисом, ремонтировать их тяжело и негде. А после отмены пошлин логично, что авиаперевозчики полностью перейдут на закупку только иностранной техники. Куда девать те самолеты, которыми в полуготовом виде сейчас заставлен весь «Авиастар» не понятно. Из произведенных 50 летают только 35 самолетов.
Если из-за закрытия программы «Ту-204СМ» завод окончательно встанет, идея с «Авиационной столицей» и постройкой отдельного микрорайона авиаторов в Ульяновске, да и в целом отечественный авиапром, можно сказать, накроются медным тазом.
Владимир Алексеев