Накануне профессионального праздника учителей учителя, директора школ нашего региона, представители городских и областных органов образования встретились за «круглым столом» с председателем комитета по науке и образованию Государственной Думы России Григорием Балыхиным.
Предметом обсуждения стал Федеральный закон №83 о совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
– Закон затрагивает интересы большого числа работников бюджетной сферы, – сказал Григорий Артемович, – и, прежде всего, образования. По России этот закон коснется более 350 тысяч учреждений, если брать все организационно-правовые формы: автономные, бюджетные и казенные учреждения, которые будут создаваться в соответствии с этим документом.
Закон принят. Но введение его в действие отложено с 1 января 2011 года на 2012 год. Главная цель закона – повышение качества государственных и муниципальных услуг. Второе направление – повышение эффективности работы бюджетных учреждений, а также использования бюджетных средств. Третье – расширение самостоятельности бюджетных учреждений. Изменяется механизм финансирования бюджетных учреждений. Принципиально здесь то, что сметное финансирование, к которому все привыкли, осуществляться не будет. Но бюджетным учреждениям будет предоставляться субсидия на основе государственного и муниципального заказа. Если сметное финансирование происходит сейчас постатейно, то субсидия будет предоставляться в целом, одной суммой, а ее распределение будет осуществлять сама организация. Это большой плюс, считает председатель комитета Госдумы.
Разговор за «круглым столом» охватил многие аспекты работы учреждений образования. В частности, ульяновцев интересовало следующее. Если субсидирование будет осуществляться на основе многострадального 94-го Федерального закона о размещении государственного и муниципального заказа, не пострадают ли школы от недобросовестных подрядчиков, поставщиков товаров и услуг, лазейки для которых, как известно, часто находятся в этом документе.
Народный учитель России Юрий Латышев считает, что единый госэкзамен не вписывается ни в какие образовательные стандарты. Сможет ли в дальнейшем средняя школа готовить конкурентоспособных выпускников, если они посещали только бесплатные уроки?
Директор Центра детского творчества №6 Валентина Беззубенкова волнуется о том, чтобы введение нового законодательства не дискриминировало систему дополнительного образования.
Участники разговора пришли к мнению, что этот закон уже проиграл первую войну. Причем проиграл ее информационно. Имеется в виду волна родительских протестов против платного образования, поднявшаяся в начале июня. Тогда еще мало кто прочитал и изучил документ в подробностях, но протест был выражен открыто и резко.
Григорий Балыхин заверил, что никто не заставляет учреждения образования менять свой организационно-правовой статус. Реформа будет проводиться постепенно.
Ольга Ронжина