Ульяновские коты покоряют мир

Юлия Силантьева, жительница Ульяновска, завоевывает со своими питомцами города и столицы мира. Москва и Токио уже «сдались». Цирковым номерам, с которыми выступают Юлия и ее «ученые коты», зрители аплодируют стоя. Один только номер с зажженным факелом в кошачьих пушистых лапах чего стоит! Но защитники животных могут не беспокоиться. Хвостатые артисты выполняют эти номера добровольно — и с удовольствием!

Дело в том, что Юлия обладает редким талантом. Она умеет… «договариваться» с котами и кошками. Под ее руководством эти трудно дрессируемые животные делают самые невероятные вещи. Дрессировщица из Ульяновска очень востребована в заграничных гастролях, но всегда очень скучает по городу, который стал для нее и ее семьи родным. И даже кошек своих она считает «коренными ульяновцами».

— Юля, расскажите, пожалуйста, немного о себе. Где родились, где учились, кто родители, как попали в цирк, то есть биография в вашем «кратком изложении».

— Родом я из Баку. Понятная для многих современников история: когда Советский Союз развалился, моя семья приняла решение покинуть этот прекрасный город. О Баку у меня самые теплые детские воспоминания. Моя бабушка работала в зоопарке, в ее зону ответственности входили хищники. Любовь к животным у меня, наверное, от нее.

Потом мы много ездили по стране, была такая типичная цирковая семья, ведущая кочевой образ жизни. Но на определенном этапе жизни захотелось стабильности, захотелось иметь свой дом, куда бы приятно было возвращаться с гастролей. Я была во многих городах, через которые протекает Волга, но в Ульяновске она какая-то особенно впечатляющая, необыкновенная, волнующая, такая широкая и задумчивая. Я люблю водную стихию, по гороскопу Рыба, вот и выбрала место рядом с большой водой. А до нашей семьи здесь осели наши родственники, поэтому маме есть к кому ходить в гости, когда я на гастролях. Когда приезжаю в Ульяновск, обязательно гуляю по берегу. Кстати, моя «водная» душа получила прямо-таки подарок — в этом сезоне я выступаю в цирке танцующих фонтанов «Аквамарин». Удовольствие, которое я получаю от соседства с водной стихией во время представления, наверное, передается и котам. Они достаточно легко перенесли привыкание к этой необычной для них обстановке.

— Как в вашей жизни появились кошки? В детстве приносили домой слепых котят из подворотни?

— Во-первых, я сама Кот — по восточному гороскопу. Во-вторых, у нас в семье всегда были кошки, я с детства кошатница — правда, долгое время не придавала этому особого значения. Свою карьеру в цирке я начинала в номере с жонглерами. На сцене я жонглировала, а дома играла с нашей сиамской кошкой Асей. Это она во мне открыла дрессировщицу. Она была такая артистичная, что, можно сказать, сначала я у нее чему-то училась. В деле дрессировки кошек самое важное — слиться со своим питомцем, научиться его полностью понимать, чувствовать его желания как свои собственные, знать, что он любит, что ему больше нравится, а что меньше. Я, например, со своими питомцами разговариваю, как с людьми, и уверена, что они все понимают. И когда по семейным обстоятельствам встал вопрос о смене амплуа в цирке, идея работы с кошками возникла сама собой.

— Юрий Куклачев прославился именно тем, что подчинил себе животных, которые «гуляют сами по себе». Вам удалось то же самое. Считаете себя конкурентом известного дрессировщика? Ваши методы дрессировки похожи?

— Я вообще не думаю ни о какой конкуренции — занимаюсь делом, которое мне нравится, и счастлива, что нашла его. Мне очень повезло. Сначала кошка Ася подсказала, что и как нужно делать. А потом мне встретился настоящий учитель — Владимир Николаевич Анисимов. Он живет в Казани, это очень известный человек в профессиональной среде, дрессировщик от Бога, он кошкам всю свою жизнь посвятил. И Куклачев, кстати, к нему за консультациями тоже обращался, это нормально в цирковом мире. Владимир Николаевич помогает «подготовить» животное к работе — после его «школы» дрессировщик уже может делать цирковой номер.

Например, когда я училась, у меня сначала было семь котов, которых подготовил учитель, и пять «моих» котят, которые всего-то и делали, что бежали за мной по сцене и запрыгивали в корзину. Это были самые обыкновенные котята, как говорится, от домашней кошки. Кстати, трое из этих первенцев сейчас являются звездами моего шоу: это они исполняют номер с горящими факелами. Но тогда, когда до факелов было еще далеко, на отработку относительно несложной программы ушло полгода очень напряженной работы. Репетировали с утра до ночи, каждый день, без выходных — такова была цена первого скромного успеха.

— Какие самые сложные номера вам удались, как их «нащупали», отрепетировали?

— Для каждого животного его номер и есть самый сложный. Дрессировщику важно правильно определить способности своего подопечного. Если вы дадите понять коту, что за менее сложное задание он также получит награду, то он может решить, что выполнять что-то более сложное не имеет смысла. И поменять это его решение уже практически невозможно. Вот, наверное, именно поэтому кошки и считаются не поддающимися дрессировке животными. Вы правильно сказали: номер нужно «нащупать», но я это называю «подсмотреть». Все цирковые трюки происходят от повадок, природных наклонностей животного. Я наблюдаю за играющими кошками — вижу, например, что кому-то из них нравится лазать, а кто-то грациозно прыгает, отсюда фантазирую, как может выглядеть будущий номер. Потом приступаем к дрессировке. Раньше у меня был номер с красивым прыжком с высоты, но его исполнитель ушел на заслуженную пенсию, а недавно я заметила в одном молодом котике жажду залезть повыше и прыгнуть подальше. Так что скоро номер с прыжком возродится.

— Кошки запоминают на всю жизнь выученный номер или приходится все время повторять его?

— Одно животное работает максимум два-три номера, очень часто бывает, что даже один-единственный номер. Но ведь главное, чтобы выступление выглядело красиво, нравилось зрителям. Кот запоминает его как один из самых важных своих навыков. Потом номер даже можно восстановить, если по каким-то причинам он некоторое время не исполнялся.

— Сколько у вас «хвостатых артистов»?

— С учетом дублеров — тринадцать. Дублеры нужны обязательно: на случай, если какой-то эффектный номер именно сегодня четвероногий артист исполнять не захочет, а зритель все равно должен увидеть полноценное представление. Вот тогда на сцену будет приглашен дублер.

— Тринадцать котов… Вы не суеверны?

— Для цирковых артистов это вообще самое счастливое число. Ведь 13 метров — это стандартный диаметр цирковой арены.

— У вас есть номер с горящим факелом. Как вам удалось заставить кота не бояться огня? Ведь даже Маугли от тигров оборонялся с помощью горящей головешки!

— Маугли испугал тигра горящей головешкой, потому что для дикого зверя огонь — явление непривычное. А я начинаю готовить животное к номеру с факелами с детского возраста. Котенка сначала надо научить лежать на спинке в специальном ящичке, чтобы он не боялся, когда его пристегивают. Это необходимо для будущей безопасности кота. Только когда это станет для него привычным, даю жонглировать мячом, потом просто палочкой, без огня. И только после того, как он будет это делать легко и с охотой, пробуем работать с огнем.

— Многие мечтают выдрессировать своего домашнего питомца. Вы советуете это делать? Если да, то какие рекомендации можете дать «начинающим»?

— Очень важно сблизиться со своим питомцем. Вы должны точно знать, что ему нравится делать больше, а что меньше, какое у него любимое лакомство. Внимательно наблюдайте за животным, когда оно играет. Подметьте что-то интересное — а я уверена, каждый кот или кошка обладают каким-то своим фирменным умением. Вот это умение и надо развивать во время игры, поощряя любимой едой. Да, для животных еда — это главное. Однако представьте себе: есть индивиды, которым трюк нравится сам по себе. У меня сейчас в труппе есть одна такая кошка. Она может и лакомство не съесть, а трюк исполнит безукоризненно, и видно, что ей это доставляет удовольствие… Начинающим дрессировщикам важно помнить, что необходимо сохранять с четвероногим другом доверительные отношения и атмосферу игры. Я уверена, что тот единственный номер, который вы отработаете со своим собственным питомцем, будет для вас самым замечательным. И вашего домашнего артиста не затмит никакой «профессионал с хвостом».

— Хотелось ли вам выступить с вашими номерами в Ульяновске?

— Мне бы, конечно, хотелось. Однако в городе нет пока подходящих для этого условий. Но я все равно хочу сказать всем родителям: обязательно водите детей в цирк! Ищите для этого любую возможность — может быть, бывая в других городах и странах. Цирк — это живое искусство! Его не заменят фильмы со спецэффектами. Дети очень чувствительны к настоящему, «живому» празднику. А такой возможен только в цирке!

Мария Донская