Мифы и реалии нового Федерального закона №83 о бюджетных учреждениях в системе образования не первый месяц будоражат умы не только чиновников, но и родителей. Так что же предусматривает новая буква закона и чего не стоит опасаться, представителям системы образования Ульяновской области пояснил во время «круглого стола» председатель комитета по образованию Государственной думы Федерального собрания РФ Григорий Балыхин

Среди основных целей нового документа Григорий Артемович назвал улучшение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, повышение эффективности работы бюджетных учреждений и использования бюджетных средств, расширение самостоятельности бюджетных учреждений. Главное новшество в другом: сметное финансирование будет отменено. Теперь средства в виде субсидий (не постатейно, а одной цифрой) будут предоставляться бюджетным учреждениям на выполнение госзаказа. Причем, если деньги не освоены в этом году, они спокойно остаются в полном распоряжении учреждения на год следующий, а не будут уходить неосвоенными в федеральную казну, как это было ранее. Кроме того, новый закон позволит бюджетному учреждению брать средства под заем. В то же время усилится контроль и возрастет ответственность руководителя.

— Если руководитель повышает кредиторскую задолженность или совершает неправомерные сделки, то с ним может быть расторгнут договор в одностороннем порядке, — отметил Балыхин. — Однако с принятием закона руководители вновь переназначаться не будут. В этом опасений быть не может.

На вопрос, будут ли предметы в школе платными, Григорий Артемович поспешил успокоить: «Все, что предусмотрено федеральным государственным образовательным стандартом (в том числе новым, который вступит в силу с 1 сентября 2011 года), будет финансироваться и впредь, более того, не уменьшится ни на копейку. А внебюджетные отделения, например, в вузах имеют право существовать. Закон не запрещает предпринимательскую деятельность.

— Имеющийся объем бесплатного образования обеспечит выпуск конкурентоспособного выпускника или он будет вынужден получать дополнительное образование в платных структурах, чтобы быть таковым? — поинтересовался народный учитель России Юрий Латышев.

— Мы уже разработали стандарт для профессионального образования и для начальной школы. Сейчас при моем участии разрабатывается стандарт основного общего образования. К тому же стандарт — это общий документ, главное — основная образовательная программа. То, что мы заложим в нее, в наши учебные планы, программы, то и будет финансироваться. И ЕГЭ будет строиться на этом стандарте.

Собравшихся волновала и судьба малокомплектных школ. Для наглядности Балыхин привел ситуацию двухлетней давности.

— Два года назад 144 малокомплектные школы получали дополнительно из бюджета по одному миллиону рублей на модернизацию, — пояснил Григорий Артемович. — Но, выезжая на места вместе с заместителем губернатора Тамарой Девяткиной, мы увидели, что качество образования в них не улучшилось, лишь немного подросла зарплата учителей. Тогда мы посмотрели, как используются выделяемые на малокомплектные школы средства. Оказалось, что руководство района эти целевые деньги делит на все учебные заведения района поровну. О какой поддержке малокомплектных школ может идти речь?! Это чистая профанация. Тогда мы отошли от этого и начали заниматься оптимизацией.

Итоги встречи подводить рано, уверены участники «круглого стола». Слишком много вопросов еще предстоит решить и, главное, разъяснить. Тем более что корректировка закона продлится до декабря 2011 года.

Екатерина МОСКВИЧЕВА