В стране взят курс на конкуренцию: департамент развития конкуренции Минэкономразвития поручил аппаратам всех регионов обеспечить условия для ее развития. Вот так сразу: берем и развиваем. Или создаем, если у вас конкуренции до сих пор не было. Что может дать конкуренция рядовому гражданину? Развитие конкуренции — это положительное или отрицательное явление для ульяновцев? Собственно, конкуренция — очень важное явление для экономики. Конкуренция — единственное, что подстегивает производителей, продавцов постоянно и добровольно повышать качество продукта, понижать цены. Но для настоящего развития рынка нужно, чтобы конкуренция велась честно. В чем проявляется деятельность государства по поддержке конкуренции сегодня? Действует ФАС — Федеральная антимонопольная служба, в основном, наблюдающая за тем, чтобы на рынке не образовывалось монополий. Однако при этом предприниматели в нашем регионе нередко сталкиваются с проблемой давления на них, когда их вынуждают, зачастую — досрочно и грубо, освободить арендованные помещения, «приглянувшиеся» другим предпринимателям, неофициально заплатившим за продвижение своих интересов. Очевидно, что с честной конкуренцией у нас в регионе не все в порядке, никому из граждан от этого не хорошо, и федеральная программа по развитию конкуренции придется кстати. Что делать? В первую очередь — говорят представители малого и среднего бизнеса — нужно устранить административные барьеры. Попросту говоря — чиновничьи волокиту и взяточничество. Сейчас предприниматели – особенно начинающие и иногородние — приходят в ужас, когда их документы лежат, перепихиваются из отдела в отдел и теряются месяцами. Не дают разрешение на строительство, на открытие предприятия — причем намекают, что и не дадут, потому что в этой сфере уже действует семейный бизнес и конкурент нежелателен. И как в такой ситуации можно легально, без взяток открыть свой бизнес? Особенно если это первый опыт бизнеса для человека. Меры по решению: Если верить программе, предъявленной Ульяновском федералам, документы теперь будут оформляться методом «одного окна» в специально созданных «многофункциональных центрах». Принято постановление о максимальных сроках рассмотрения заявок на строительство — правда, пока только для жилых зданий. Хочется верить, что заявленные меры действительно облегчат бумажную сторону бизнеса, и открыть свое дело в Ульяновске станет доступно для каждого. Но, зная практику оформления документов в России (особенно документов, связанных с бизнесом!), представляется очень важным добавить в постановления пункты о штрафах и персональной ответственности за просрочку. А то ведь в новый многофункциональный центр тоже можно ходить месяцами. Во-вторых, любому бизнесу нужны площади: производственные, офисные, торговые. Их можно арендовать, но это значит – зависеть от собственника. И если на этих площадях предприятие будет успешно, то, например, жена собственника может потребовать освободить их — потому что она вдруг тоже поняла, что эти помещения могут пригодиться ей для «маленького бизнеса». Примеры регулярно описываются городской прессой. Не секрет, что, исчезнув с привычного места, предприниматель потеряет привычных клиентов и может не оправиться. Так что лучше обзаводиться своими площадями. Но свои для многих видов бизнеса удобнее создавать под индивидуальные особенности – а это значит строить, то есть разрешение на строительство. Опять-таки, смотрите выше. Предприниматель, особенно начинающий, сегодня не знает, какими критериями руководствуются чиновники, рассматривая его заявку на разрешение о строительстве, не знает, где и почему действительно нельзя строить, а где для этого в городе вполне есть возможности. Меры по решению: В рамках выполнения федеральной программы по развитию конкуренции Правительство Ульяновской области на основе Генерального плана города может сделать специальный план города, разъяснить, в каких именно местах города строительство возможно и приветствуется, объекты какого типа рекомендуется там возводить. Предприниматель, выбирая место для строительства, будет отталкиваться от реальной картины города, будет знать, можно ли рассчитывать на одобрение заявки на строительство. Конечно, составление такого плана города следует поручить группе квалифицированных специалистов, готовый план вынести на общественное обсуждение. Целесообразно также разработать интерактивную карту города и области, где будут обозначены уже имеющиеся нежилые площади с фотографиями, информацией о подведенных коммуникациях, состоянии, собственнике. Всё это позволит предпринимателю лучше ориентироваться в городе, выбрать оптимальный вариант и просто не даст растеряться. В итоге создания единой информационной базы о площадях для бизнеса следует ожидать развития предпринимательства, появления новых субъектов рынка и, как следствие, развития конкуренции. И ведь все это реально выполнимо! Но, судя по рациональности предложения, с трудом верится, что оно будет легко принято чиновниками. Все-таки, российские чиновники, особенно региональные, – это уже почти имя нарицательное. Кроме того, конкуренция подразумевает, что новым участникам легко войти на рынок. Сейчас, как мы рассмотрели выше, это, мягко говоря, не совсем так. И кроме всевозможных разрешений и волокиты ульяновцев останавливает недостаточное знание правовой стороны вопроса. Потенциальные предприниматели, если у них есть перспективный проект, должны иметь возможность легко получить всю необходимую информацию: об организационно-правовых формах, специальных налоговых режимах, о всех необходимых разрешениях и инстанциях, в которых эти разрешения можно получить. Правительство Ульяновской области должно проводить разъяснительную работу с предприятиями районов области, как они могут на оптимальных условиях создать торговую точку или представительство в городе или наладить постоянный сбыт продукции через работников, действующих по агентским договорам, если у предприятия нет денег на стационарный магазин. Эта мера, принятая в свое время, могла бы сохранить некоторые районные предприятия. Невозможно обеспечить устойчивое развитие районов, когда сбыт различной продукции осуществляется разово, на ярмарках, как это принято в Ульяновске. Что делается? Конечно, работа по поддержанию честной конкуренции в стране ведется, и даже на государственном уровне — ФАС. Но граждане, в основном, слышат об отловах нарушителей и штрафах. Деятельность ФАС надо сделать для горожан более прозрачной. В частности, информационной политикой добиться того, чтобы каждый гражданин знал, чем лично для него полезно развитие конкуренции в регионе, знал, где находится ФАС и как можно в нее обратиться – причем не только когда право нарушено, но и за текущей консультацией. Соответствующая информация должна постоянно доводиться до граждан, например, путем продвижения Интернет-сайта ФАС, где пользователи могут оперативно найти контакты, оставить жалобу, ознакомиться с законодательством. На круглых столах предприниматели говорят, что можно было бы сделать доступнее и участие в конкурсах на выполнение работ для муниципалитета. По замечанию эксперта Натальи Орловой, главного экономиста «Альфа-банка», «то, что власти делают сейчас, например, развитие системы торгов, тендеров, аукционов, действует только если уже есть достаточное количество игроков на рынке. А у нас в лучшем случае получается конкуренция между монополиями». В современных условиях имеет смысл создать единый ресурс — электронный, чтобы каждый мог обратиться к нему в любой момент, – для общения Правительства Ульяновской области, ФАС, предпринимателей и граждан, где будут вырабатываться и обсуждаться предложения по развитию конкуренции в регионе. Как мы выяснили, конкуренция даже рядовому ульяновцу дает только плюсы: если конкуренция в городе развита, он имеет возможность выбирать из продуктов и услуг и рассчитывать на хорошее качество. Процедуры ведения бизнеса и отношения с государством прозрачны, каждый, у кого созревает идея собственного бизнеса, может быстро, легально и спокойно открыть свое дело. Ульяновцы, которые лучше всех видят потребности города, постепенно занимают существующие ниши, город развивается и процветает. Для того, чтобы в экономике и в жизни не было места коррупции, чиновничьему произволу нужно, во-первых, разрабатывать эффективные программы, выдвигать предложения, учитывающие специфику нашего региона. Во-вторых, нужно, чтобы Правительство Ульяновской области действительно обращало внимание на такие общественные предложения – и было действительно готово на решительные шаги по развитию. Что же в реальности делает государство, чтобы развивать конкуренцию? Есть статистика самой ФАС. За период 1996–2006 годов число нарушений, которые квалифицируются как антиконкурентные, со стороны государственных и муниципальных органов, выросло в шесть раз. За это же время число злоупотреблений доминирующим положением на рынке хозяйствующими субъектами, то есть те же антиконкурентные действия, выросло только на 10,5%. Из зарегистрированных нарушений более 60% антиконкурентных действий приходится именно на органы власти. Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Хомяченко Юрий
Власть не заинтересована в конкуренции, ей сложно управлять бизнесом, административно-хозяйственными методами. ДОлжно быть два ПАТП, две розничных торговых сети, два вокзала, два аэропорта. Управлять 50-тысячами предпринимашек власть не умеет, и не желает учиться. IMHO главная задача развития предпринимательства, выпуск продукции в высокой добавленной стоимостью, востребованной на внутреннем (внешнем) рынке. Система единого электронного окна эту проблему не решает. Нужны другие ресурсы, доступ к Базам данных сырья, материалов, комплектующих,рынков сбыта. Именно доступ к этим базам дает Китаю возможность роста ВВП до 17% годовых. Обе задачи нужно решать паралельно