Виктория Чернышева
Ульяновский самолетостроительный завод «Авиастар-СП», совместно с разработчиками и производителями комплектующих, работает над снижением цены на новые лайнеры Ту-204СМ. От того, насколько успешно удастся решить эту задачу, зависит будущее «тушки».
По словам генерального директора авиазавода Сергея Дементьева, если лайнер войдет-таки в ценовую нишу, то будет подписан контракт на поставку через лизинговую компанию «Ильюшин Финанс» 44 самолетов для авиакомпании «Red Wings». А это означает начало серийного выпуска Ту-204СМ. Что, соответственно, откроет совершено иные возможности и перспективы, нежели работа «под заказ», которая сегодня ведется в Ульяновске.
Приемлемая цена лайнера, возможно, привлечет и другие российские авиакомпании. Как уточнил Дементьев, соответствующие переговоры были проведены с «Кавминводыавиа» и «Оренбургскими авиалиниями». На вопрос, на сколько нужно снизить цену на Ту-204СМ, чтобы сделать их конкурентоспособными, руководитель предприятия ответил: «значительно». Официально стоимость нового лайнера руководство «Авиастара» не озвучивает, однако известно, что она приближена к 50 миллионам долларов. Предыдущую версию «тушки» — Ту-204-300 — реализовывали по цене от 27 до 35 миллионов. Модификация СМ дороже из-за ряда усовершенствований: в новом лайнере снижена максимальная взлетная масса, модернизированы системы, он оснащен новыми двигателями ПС-90А-2, которые, по мнению производителей, должны сделать его конкурентоспособным по техническому обслуживанию и экономичности зарубежным аналогам.
Не исключено, что снижение цены и начало серийного производства вновь «повернет лицом» к «Авиастару» и авиакомпанию «Атлант-Союз». Пока еще не подписанный контракт с москвичами предусматривал заказ на 10 Ту-204СМ и опцион еще на пять лайнеров.
— В любом случае, с «Атлант-Союзом» отработано «техническое лицо» самолета; авиазавод сегодня настроен под компоновку лайнеров именно для этой авиакомпании. Если контракт будет подписан, мы готовы сделать для них третий самолет в новой линейке, — пояснил корреспонденту «РГ» Дементьев.
Сейчас в производстве окончательной сборки находятся три Ту-204СМ; еще два — в агрегатном производстве, в стадии высокой готовности. Лидерный самолет должен уйти на сертификационные испытания до конца этого года.
Впрочем, по мнению руководителя завода, сегодня главная задача — не растерять компетенции производства среднемагистральных узкофюзеляжных самолетов в России, перед переходом к производству прорывного продукта — МС-21.
— Многие говорят, что без самолета Ту-204 «Авиастар» встанет. Это не так. Заводу есть, над чем работать. Сейчас мы занимаемся постановкой на производство транспортного самолета Ил-476: в октябре 2011 году первый летный образец должен уйти на сертификационные испытания. С июля 2010 года мы запустили три серийных образца 476-го. Заказчик — минобороны. Но если контракт на Ту-204СМ с «Red Wings» будет подписан, плюс параллельно запустится производство Ил-476, то это позволит значительно увеличить загрузку предприятия, принять на завод полторы тысячи новых работников. Производственные мощности позволяют «Авиастару» произвести до 2016 года до 58 самолетов Ту-204СМ и до 23 самолетов Ил-476, — пояснил Сергей Дементьев.
В настоящий момент ульяновцы работают еще и над двумя лайнерами Ту-204-300 для управления делами президента РФ (срок их сдачи — июнь 2011 года). Кроме того, по графику, утвержденному с минобороны, до 2015 года на заводе должны продлить летный ресурс десяти военно-транспортным «Русланам». Если финансирование будет продолжено и дальше, до 2020 года предполагается обновить 20 Ан-124.
Справка «РГ»
Первый Ту-204 сошел со стапелей «Авиастар-СП» в августе 1990 года. До сегодняшнего дня на заводе было изготовлено более 50 лайнеров этого семейства. Ту-204 является основным товарным продуктом предприятия. В Ульяновске изготавливали следующие модификации самолета: Ту-204-100 (пассажирский, с двигателями ПС-90А), Ту-204-100С (грузовой), Ту-204-120 (пассажирский, с двигателями «Роллс-Ройс»), Ту-204-120С (грузовой), Ту-204-300 (пассажирский, с укороченным фюзеляжем и увеличенной дальностью полета, с двигателями ПС-90А), ту-204-300А (пассажирский, с VIP-салоном, созданным по эскизам известной британской компании Priestman Goode). В 2009 году на заводе было изготовлено шесть самолетов семейства Ту-204. За девять месяцев 2010-го со стапелей сошли четыре «тушки», плюс к этому был модернизирован один военно-транспортный Ан-124. Цикл изготовления одного самолета, с момента закладки первой детали, составляет два года. В настоящий момент на «Авиастар-СП» работает 10300 человек.