Накануне Дня учителя, 4 октября, «Молодёжная газета» встретилась с директором школы №7 Ириной Маллямовой. Этим летом она вместе с учителями голодала неделю ради того, чтобы родную школу не закрыли.

Перед зданием школы, где было назначено интервью, сердце невольно сжалось. Двор учебного заведения был заполнен спасателями МЧС, пожарными автомобилями, со стен здания спускались альпинисты, а ученики гурьбой стояли на школьном стадионе. «Неужели случилось что-то страшное?..» – пронеслось в голове.

Ирина Маллямова, наблюдавшая за происходящим из своего кабинета, успокоила: это вовсе не ЧП, а показательные выступления спасателей для подшефных ребятишек.

– Сегодня День ГО и ЧС, поэтому спасатели приготовили для ребят сюрприз – показательные выступления, – начала разговор Ирина Алексеевна. – А затем начнётся концерт в актовом зале, который подготовили для сотрудников МЧС ученики.

– Открыть профильные классы МЧС Вы предлагали во время голодовки. Значит, всё получилось?

– Да, теперь на базе школы с 1-го по 11-й классы открыты профильные кадетские классы с компонентом МЧС. Обучение детей проходит по программе «Кадеты МЧС «Во славу Отечества»: дети обучаются первой медицинской помощи, военной и строевой подготовке, создан кадетский хор. Уже со второй четверти будет введена специализированная кадетская форма, а детишки, желающие стать кадетами, примут присягу. Также в школе действуют секции боевых искусств – у-шу и вольной борьбы, а на договорной основе ученики могут обучаться плаванию в бассейне.

– Этим летом седьмая школа не сходила с первых полос федеральных и областных газет и новостных сюжетов центральных телеканалов. Сейчас кто-то интересуется её судьбой?

– Члены Московской общественной палаты поддерживают с нами связь. Недавно нашу школу упомянули и в передаче «Школа выживает» по НТВ. Тина Канделаки беседовала с министром образования Андреем Фурсенко и Андреем Абрамовым из Академии российского образования, разработчиком стандартов образования в Федеральном Законе №83, который создаёт условия для увеличения перечня платных услуг в социальной сфере.

Участники делили лавры защитников: кто же нас спас – Общественная палата или Всероссийский чрезвычайный комитет. Это приятно, что обе стороны чувствуют себя сопричастными, ведь спасение нашей школы и то, что в феврале она отметит вековой юбилей – общая заслуга.

– Если говорить о 83-м законе, который вступит в законную силу, пойдёт ли он на благо современной школе?

– На вопрос, какие предметы в школах после вступления в силу этого закона будут вестись платно, а какие бесплатно, не смог ответить даже министр образования Фурсенко. Да, бесплатно будут вестись предметы, которые входят в Госстандарт. Но что это такое – Госстандарт? «Это документ, в котором прописаны требования к выпускнику школы, к условиям, в которых должен обучаться ученик, и прописаны требования к структуре программы», – цитирую ответ министра. А где же перечень предметов? Решать, какие из них будут платными, а какие нет, разработчики оставили директорам и управлениям образования на местах. Кто как захочет, так и сделает. Именно из-за этой неопределённости педагоги и родители бьют тревогу!

В российском образовании катастрофически не хватает порядка и системы. Мы постоянно меняем базисные планы, основы. Конечно, я понимаю, что совершенствование необходимо, ведь жизнь не стоит на месте. Но структура и принципы образования всё равно должны быть постоянными.

– Это не последний удар по школам. Недавно тот же Андрей Фурсенко заявил, что в ближайшие пять лет в России могут сократить 200 тысяч учителей…

– Я слышала, что он уже открестился от этого высказывания. Надеюсь, что от этих планов действительно отказались. Изменения в системе образования не должны быть скоропалительными, ведь плоды мы пожинаем только лет через 20-30. Все изменения – это семечко, которое нужно посадить в плодородную почву и дать ему взойти.

– Как вы считаете, почему к седьмой школе до сих пор столько внимания?

– Думаю, оптимизация будет продолжаться, несмотря ни на что. И наша школа подала пример, что с ней всё-таки можно бороться. Но голодовка решила только сиюминутную задачу – было отменено постановление мэра о закрытии нашей школы, но проблема существования малокомплектных школ осталась. Видимо, и Москве, и другим регионам важно знать, как мы с ней справляемся, какие меры предпринимаем, чтобы понять – есть ли надежда на спасение у других школ.

– Про кадетские классы Вы уже говорили. А какие ещё меры предприняты?

– Сейчас совместно с городским Управлением образования мы разработали программу развития школы. С их стороны разработан план мероприятий, в которых мы должны принимать активное участие – мы его выполняем. Последнее мероприятие – День пожилого человека – прошло 1 октября. В прошлом году в этот день в гости к школьникам пришли 80 человек, в этом году столовая еле вместила 200 человек. Дети приготовили для бабушек и дедушек концерт: пели частушки, читали стихи, вокальная школьная группа «Магистраль» исполнила свои песни. По нашему приглашению художественный музей показал экспозицию «Семейные ценности». Для пожилых людей такое внимание очень важно. Но, говоря о спасении школ, нужно понимать, что далеко не всё зависит от учителей или директоров.

– А от кого зависит?

– Когда закрываются школы, в этом обвиняют их руководителей: якобы довели школы до такого состояния, что дети не идут учиться. При этом никто не анализирует реальное положение дел, не учитывает, что при малых объёмах финансирования сложно переломить ситуацию. Наше городское Управление образования занято только контролем. Но почему бы не создать структуру или рабочую группу под условным названием «служба спасения школ». Чтобы директор, который оказался в сложной ситуации, мог обратиться к специалистам из Управления образования. Те выезжали бы в школу, в течение недели проводили диагностику болевых точек и слабых мест, которые, вполне возможно, не очевидны директору, а потом совместно вырабатывали бы определённый план развития, стратегию, чтобы школа могла развиваться, процветать и работать дальше.

– В случае с седьмой школой, похоже, так и получилось. Управление образования нашло к ней индивидуальный подход.

А как сообщество директоров городских школ после событий прошедшего лета относится лично к Вам и вашему коллективу?

– Все по-разному. Есть и те, кто поддерживает, есть и те, кому всё равно…

– «Молодёжная газета», да и не только, уверена, что в Год учителя человеком года в Ульяновске должны стать именно Вы…

-Если честно, мне до сих пор очень стыдно. Я думала, что наши власти не опустят нас до такого состояния, когда мы вынуждены будем пойти на голодовку. Стыдно, что наш шаг расценили как политический, хотя мы отстаивали интересы детей и их родителей – и никого больше, и никого не звали на баррикады. Мне стыдно, что наш Ульяновск ославился именно этим. Можно испытывать гордость, заняв первое место во всероссийской олимпиаде, в конкурсе учителей, директоров. А то, что мы первыми в России отстояли школу голодовкой – здесь гордиться нечем. Просто нам не оставили другого выхода. И потом, зачем объявлять Год учителя, когда запланировано столько новшеств против учителей? Как будто насмешка…

Но, с другой стороны, мы заставили власть задуматься, что с людьми надо обходиться по-человечески. И за это люди нам благодарны. Последние письма в поддержку голодающим я получила буквально две недели назад, всего же было собрано более 7-ми тысяч подписей. Все они будут сохранены для истории: часть – в школьном музее, а листовки в защиту школы и директора с подписями детей – в музее Народного образования.

– Ваши пожелания читателям «Молодёжной газеты»…

– Желаю всем оптимизма, любви, мудрости и веры в лучшее – она лечит людей от уныния. Без этого и жизнь – не жизнь.

Справка «МГ»

Ирина Алексеевна Маллямова (по паспорту её зовут Илхамия Абдулхабировна, адаптированное к русскому языку имя появилось для удобства учеников) родилась 25 апреля 1976 года в селе Степная Репьёвка Цильнинского района Ульяновской области.

В 1995 году с отличием окончила Ульяновский педагогический колледж №4 и начала трудовой путь с должности учителя начальных классов средней школы №7, где работает и поныне. В 2000 году заочно окончила Ульяновский педагогический университет им. И.Н.Ульянова по специальности «педагогика и методика начального образования». Директором средней школы №7 была назначена в декабре 2006 года. В 2008 году приняла участие во всероссийском конкурсе «Лучший молодой директор образовательного учреждения».

Екатерина ЧИСТОХОДОВА