Нет, если честно, Фурсенко и авторов «Закона об образовании» понять можно. Несомненно, есть какая-то высшая цель в бесконечной реорганизации школы, которая в конечном итоге в отдаленном будущем приведет нас к заветному результату – полной, даже отчасти интимной интеграции в мировое сообщество.

Боюсь, впрочем, что в реальности все обстоит гораздо прозаичнее. Образование в нашей стране окончательно обнищало, оно брошено на произвол судьбы, как послевоенный оборвыш на заплеванном вокзале. Ему нечего есть, и это, по большому счету, никого не заботит, кроме самого образования. Помните жалостливую послевоенную песню беспризорного пацана, которую охотно поют и сейчас в ресторанах и теплых компаниях: «Друзья, купите папиросы! Подходи, пехота и матросы! Подходите, пожалейте, сироту меня согрейте! Посмотрите, ноги мои босы.»

Образовательные «папиросы», то есть само образование, в новой версии закона предлагается реализовывать на основе договора, который, по сути дела, есть не что иное, как недвусмысленное предложение обменять деньги на диплом. Казалось бы, ничего нового авторы проекта и не предложили – внебюджетная форма обучения в вузах работает много лет. Нововведение заключается в том, что расплывчатые формулировки нынешних договоров придется делать предельно ясными, указывая предмет договора именно как образование. Что, как выясняется, в корне меняет ситуацию.

Договор, заключенный в рамках гражданско-правовых отношений, не подлежит одностороннему расторжению. Говоря проще, продавец, каковым в данном случае является вуз, по собственной инициативе договор расторгнуть не может, как, к примеру, продавец пылесоса не может вам неожиданно отказать, если деньги по договору исправно уплачены. Первой реакцией стало недоумение, поскольку, как заметил ректор МГУ Виктор Садовничий, проект закона «Об образовании» «больше похож на справочник по финансовому, гражданскому, семейному и даже антимонопольному законодательству». Это порождение высоких московских кабинетов уже сейчас тянет страниц на пятьсот и выглядит весьма угрожающе. К чему это приведет, прогнозирует в интервью корреспонденту «Вести ФМ» адвокат Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Владимир Юрасов: «Студент может быть отчислен по решению высшего учебного заведения за неудовлетворительное обучение, но только если он сам этого хочет. Если нет обоюдного решения сторон, то есть администрации вуза и студента, то вуз должен обратиться в суд за расторжением договора на обучение. Между студентом и вузом не трудовые отношения, а гражданско-правовые, которые регулируются Гражданским кодексом, и одна из сторон в одностороннем порядке не может расторгнуть договор». Получается, что новый закон лишает возможности вузы отчислять двоечников, обязывая выдавать – а точнее, продавать им диплом, если деньги уплачены исправно. Плохо верится в то, что судебная форма отчисления неуспевающих заработает в условиях «самого справедливого в мире» российского суда. Или заработает для всех. Конечно, наскребающая последние деньги для своего чада-болвана мать-одиночка или семья с минимальным доходом моментально проиграет любой суд, если вуз задумает послать на него опытного юриста. А если чадо из семьи побогаче или, не к ночи будь помянуто, из семьи высокой номенклатуры? Моментально выяснится, что ребенок испытывал стресс, был болен, не оценен по достоинству и вообще нуждается в моральной компенсации…

Создается уникальная ситуация, при которой ЗАКОН создает предпосылки возникновения касты неприкасаемых для вузов граждан, состав которой понятен заранее. Если в эту касту войдут только те, кто предпочитает лекционному залу клубы, а книге и конспекту «Джин-тоник» или что повеселее, – это только часть проблемы… Хотя медику, педагогу или, положим, пилоту авиалайнера, получившему диплом «по договору», который отстоит свое потребительское право по суду, я бы попасть в руки поопасался. А как быть с другими, не столь безопасными для окружающих уже в процессе обучения? Вот студентка пишет декану объяснительную – почему она ударила по лицу коменданта?: «Потому что эта… сделала мне западло и надо было ей еще…». Девочки-студентки в туалете дерутся, бьют друг друга головой о раковину и унитаз. Унитаз жалко – стоит денег. Пишут объяснительную. Декан читает и качает головой: это реальность, не столь частая, но теперь уже ужасающе привычная… Теперь за это отчисляют. Новый закон и адвокаты легко докажут, что у ребенка был стресс, состояние аффекта и вообще – он пострадавшая сторона. О том, что пострадавшая сторона – это сама высшая школа с ее особой атмосферой и правилами, никто не думает и думать не хочет. Рынок и гражданские отношения. Хочу – куплю пылесос, хочу – папиросу.

Не знаю, таков ли должен быть рынок образования, но сына моего знакомого моментально отчислили из престижного английского колледжа за баловство с травкой несмотря на исправно уплаченные немалые деньги. Деньги, кстати, не вернули – таковы правила игры. Стремясь к Болонскому единению с миром, следует ли нам столь уж обесценивать то немногое, что в нашей стране всегда считалось качественным, – образование. «Друзья, купите папиросы»… Нищего пацана жалко – поет тонким голоском да и товар предлагает доступный.

Комментарии

Исаак Гринберг, профессор, доктор технических наук:

Реформирование идет постоянно: то оптимизация, то модернизация. Это просто имитация бурной деятельности. Раньше за границей заимствовали наши принципы организации высшей школы. А сегодня мы идем по непонятному пути.

Человек, который получает сегодня один раз двойку, другой раз двойку – может ли он вообще продолжать учебу в вузе? Не может. А новый закон позволяет ему вести себя как угодно: хочет – учит , хочет – не учит. Его никто не имеет права исключить. Поэтому такой закон может стать окончательным ударом по нашему высшему образованию.

Такой закон, на мой взгляд, не приемлем. Его надо полностью изменить.

Подход купли-продажи в образовании вообще не допустим. Поэтому человек, чтобы получить высшее образование, должен учиться, а не просто приобрести каким-то образом диплом.

Руслан Гафуров, юрист:

Договор – это письменная форма соглашения, пре-дусмотренная законодательством, при котором одна сторона оказывает услуги, другая – эти услуги получает. Расторгнуть договор об образовании, согласно действующему законодательству, имеет право только студент. Для этого он должен подготовить заявление и направить его в суд. Рассмотрение заявления может занять некоторое время, поэтому, как это будет реализовываться на практике, пока непонятно.

Чтобы отчислить студента-двоечника, вузу будет необходимо обратиться к нему с письменным запросом о расторжении договора. Если в течение 30 дней студент не даст своего согласия, вуз будет вынужден обратиться в суд.

С моральной точки зрения делать образование платной услугой неприемлемо, но если это будет принято на уровне федерального законодательства, то нам, конечно, придется смириться.

Александр Горбоконенко,ректор УлГТУ:

– Многие забыли: первый указ президента Бориса Ельцина был об образовании. Очень хороший указ, взвешенный, потому что его писали ректоры, а не чиновники. А затем, как выстрелы, пошли: одну норму отменить, другую норму отменить. И от того указа в итоге ничего не осталось.

Сейчас, по истечении 20 лет постоянного реформирования и модернизации, закон об образовании стал чем-то вроде лоскутного одеяла. Сегодня ни один человек не в состоянии запомнить все эти поправки и дополнения, тем более, что они разбросаны по разным законам.

Закон об образовании нужен. Поэтому был объявлен конкурс на разработку нового закона. Проект получился очень объемный, порядка 400 страниц. Конечно, там много спорных моментов, и сложно сказать однозначно, в

каком конечном виде он будет принят.

кстати

Президент России Дмитрий Медведев поручил Министерству образования и науки провести общественные обсуждения нового законопроекта «Об образовании». Это поручение Медведев дал во вторник, 5 октября, во время встречи с лауреатами конкурса «Учитель года-2010».

Президент отметил, что имеется «определенный опыт общественного обсуждения законопроектов», пояснив, что имеет в виду, в частности, обсуждение закона «О полиции». «Образование – это не менее важная сфера, чем правоохранительная», – подчеркнул Медведев. Обращаясь к министру образования Андрею Фурсенко, он предложил провести по этому вопросу «какое-то количество общественных слушаний» и сделать для этого отдельный сайт. Президент сообщил министру, что ему придется найти людей, которые систематизируют отзывы, подчеркнув, что таких комментариев будет очень много.

k2kapital.com