Анастасия КОСЬЯНЕНКО

Нина Богдан изучает родословную своей семьи.

События начала XX века -революции, войны – разбили многие семьи, раскидали по всему миру. Попытки найти информацию о своих предках приводят к интересным, зачастую великим открытиям. Нина Богданова (по-американски Богдан) – переводчица, стала искать свои корни, руководствуясь немногочисленными рассказами своих родителей и фотографиями.

Отец Нины Григорьевны родился на Украине, близ Харьковской области. Ему было 14 лет, когда началась Великая Отечественная война. В 1943 году был отправлен в качестве бесплатной рабочей силы в один из фашистских лагерей около Гамбурга. Выжив в концлагере, а потом и в поселении для бывших военнопленных, уехал в США. О родственниках отца Нина Богдан знает крайне мало. Попытки добраться до информации о предках по материнской линии привели ее в Ульяновск. До нынешнего визита Нина Григорьевна приезжала в 2003 году.

Зная по рассказам матери, княжны Марии Николаевны Ухтомской, что дедушка, князь Николай Александрович Ухтомский – один из руководителей белой эмиграции в Маньчжурии, – родом из Симбирска, Нина Григорьевна стала искать музей в нашем городе, чтобы узнать о других родственниках, найти информацию о том, где он похоронен. Крупицы сведений, которыми обладала Нина Богдан до того, как связалась с Ольгой Анатольевной Туркиной, сотрудницей Музея городского быта, позволили найти те ниточки, которые вывели к родословной всей семьи Ухтомских, а также На-зарьевых (также значимый в истории Симбирска род).

Дворянский род Ухтомских восходит к Рюрику, симбирский князь Николай Ухтомский (а также Нина Богдан) являются потомками Дмитрия Донского. В разные века представители рода становились героями исторических хроник.

В битве с татарами под Казанью отличился князь Василий Ухтомский. Князь Дмитрий Ухтомский принимал деятельное участие в украшении Кремля при Елизавете Петровне, восстановил Красные ворота, сгоревшие в 1748 году, руководил обучением архитектуре «цивилис» учеников, определенных к нему в 1752-м, строил колокольню в Троицкой лавре. Брат его Сергей тоже был архитектором.

Симбирская история семьи начинается с Николая Николаевича Ухтомского, который был награжден за участие в боях с турецкой эскадрой в 1853-1854 годах. В нашем городе он женился, купил здесь несколько имений, построил конный завод. Герой турецкой войны остаток жизни посвятил семье и детям.

Один из его сыновей, Александр Николаевич, был предводителем симбирского дворянства, членом ученой архивной комиссии, земским деятелем, лидером партии кадетов. Александр Ухтомский – прадед нашей героини. Его брак с Анной Назарьевой соединил две значимые для истории Симбирска семьи. Анна Валерьяновна была дочерью известного драматурга, писателя и краеведа Симбирска Валерьяна Никоноровича Назарьева.

Прогрессивные взгляды, политическая и общественная активность князей Ухтомских реализовались в одном из сыновей Анны и Александра, Николае (который является дедом Нины Григорьевны). Николай успешно окончил Симбирскую мужскую гимназию в 1911 году, после учился в Санкт-Петербургском университете и вынужден был уйти на фронт в годы Первой мировой войны.

После революции, когда началась гражданская война, глава семейства Александр Николаевич Ухтомский не сомневался в победе белой гвардии, поэтому появление большевиков в городе стало неприятным сюрпризом. Его семья покидала город столь поспешно, что успели взять с собой только документы, среди которых оказались и те самые фотографии, благодаря которым Нина Богдан и стала искать свои корни в Симбирске.

В первый визит Нины Григорьевны в Россию (помимо Ульяновска она была также в Воркуте, где в советском лагере умер ее дед) в числе прочих сведений появилась также информация, что во время Гражданской войны Николай Ухтомский воевал в армии генерала Владимира Каппеля. После окончательного взятия большевиками Симбирска, в 1919 году, Ухтомские оказались в Харбине.

Там Александр женился на симбирянке Колтуновской. В числе детей от брака была и Мария, мама Нины Богдан.

В 1945 году Николай Ухтомский был арестован красноармейцами, вступившими на китайскую землю, отправлен в лагеря и умер в Воркуте в 1953 году.

До 1952 года семья Ухтомских оставалась в Харбине, затем эмигрировала в Бразилию. Позже переехала в США, где Мария Ухтомская вышла замуж за русского эмигранта Григория Богданова. Нина Богдан – их дочь.

Родители Нины Богдан пытались сохранить в семье русскую культуру, речь. До пяти лет Нина даже не могла говорить по-английски и, лишь начав подготовку к школе (русской), стала учиться и английскому языку.

Фамилию Ухтомских носят эмигранты не только в Сан-Франциско, но и в Бразилии, Австралии, Москве, есть потомки и в Ульяновске, но контакт, к сожалению, утерян.

После Ульяновска Нина планирует поездку в Харбин, где также должны быть сведения о ее дедушке, поскольку тот работал в русской газете «Заря». По отрывочным сведениям должна быть информация и в Берлине, где Николай Александрович учился и жил некоторое время после эмиграции в Харбин.

Нина Богдан не только исследует историю своего рода, но и сохраняет, популяризирует культуру русской эмиграции в Сан-Франциско. Ею была написана книга, которая так и называется: «Russian San-Francisco». Фотографии, картины, документы, истории наших соотечественников иллюстрируют непростые истории русского народа на чужбине. Кстати, по результатам своих поисков в России, в том числе и в Ульяновске, Нина Григорьевна также пишет книгу, которую планирует выпустить через год. Труд запланирован не только как историко-культурное произведение об одной из великих российских семей. В книге Нина описывает свои эмоции, впечатления от далекой и родной России. Это и книга-мемуары, и книга-история, и книга-впечатление одновременно.

Пишет Нина Богдан на английском языке. Этот язык она считает вторым родным, ей проще писать на нем, чем на русском. Работая техническим переводчиком, Нина Григорьевна пересказывает именно с русского на английский. Но при том что языковая культура нашей героини – английская, по крови она остается русской. Как сказала Ольга Анатольевна Туркина, умение интересоваться предками, родной страной – это такой же талант, как пение или актерский дар.

Опыт настойчивых поисков Нины Богдан воодушевляет. Не у каждого из нас родственники – великие князья. Но возможность разыскать информацию о каждой русской семье есть всегда. Музеи, архивы, культурные учреждения сами заинтересованы в том, чтобы помочь найти человеку сведения о фамилиях, родственниках. Взамен музейщики и архивные работники получают самое бесценное, как они считают, – вечность в вещественном виде.