Грузинский художник Омар Чхаидзе рисует свет. Чистый, белый, наполняющий мир гармонией. Первый раз, когда он нарисовал его, понял, что стал свободен, говорит сам художник. К этой свободе -от предметов и названий в творчестве и от политики в жизни – могут прикоснуться и ульяновцы.

Персональная выставка Омара Чхаидзе открылась в Ульяновске, в Музее современного искусства, в минувшую среду. Всемирно известный художник сам прибыл в наш город на открытие своей первой персональной выставки в российской провинции. Он оказался, как подметили гости и даже заметил вслух председатель Ульяновского союза художников России Аркадий Егуткин, удивительно похожим на свои картины. Таким же заставляющим улыбаться после нескольких минут, проведенных рядом с ним. Пытаться подбирать другие слова для описания этого сходства и не стоит.

Музейные залы после размещения в них картин Омара тоже начали улыбаться – наполнились светом. В одном свет исходит от картин с привычными нам сюжетами – библейскими эпизодами, портретами, натюрмортами, родным для художника Тбилиси. Полотна как будто излучают свет и теплоту. Секрет – в индивидуальной технике, благодаря которой из-под одного слоя краски виден другой и вся многослойная картина наполняется глубиной.

В работах, размещенных в других залах, принявших выставку, художник уже сам рисует свет. Переход от реалистичных работ к мазкам на темном фоне и белым квадратам произошел у Омара Чхаидзе в последнее десятилетие. Он говорит, что этот переход был логичным, хоть и трудным: «Мои картины -это ступеньки. 60-е, 70-е, 80-е, 90-е годы, другая эра… Они становились все более свободными. Я освободился от предметов и от всего, что есть профессиональный художник, я ведь училище и Академию художеств закончил. Это трудная свобода, когда долго изучал все это, нужно время, чтобы потом от заученного освободиться».

Свобода пришла к художнику в Москве, где он живет с начала 1990-х годов. Жизнь в российском мегаполисе творчеству Чхаидзе не мешает, считает он сам: «Меня часто спрашивают, как ты живешь в Москве. Но я в другом месте не могу работать. Возможность есть работать везде – в Америке, Франции, Канаде, Австрии, но я могу только в Москве. Эта аура, какая бы она ни была, большой город, шумный, много людей, не давит человеческим, а, наоборот, открывает силы. Первая работа, где я освободился полностью, нарисовал чистый белый свет – я мог ее только в Москве нарисовать».

Свобода Омара Чхаидзе пришла не только в красках – картины он теперь начинает рисовать со света, – но и в словах. Его работы последнего года не имеют названий. Их просто не может быть, объясняет художник, пусть каждый увидит в них то, что хочет. Или может.

А чтобы увидеть свет на картинах, человек должен нести его сам. Именно этот внутренний личный свет способен дать людям гармонию, считает художник. Его собственный пример возможность свободы и гармонии подтверждает. Омар Чхаидзе не только рисует, но и руководит своей галереей, которая в Москве выставляет грузинских художников. На вопрос о том, каково ему работать в этом направлении в условиях нынешних политических отношений России и Грузии, художник отвечает, что задеть его политика не способна: «Никогда там, где я, никакая политика не существует… Политическое -это все временно. Искусство вечно. Я никогда не думал об этом и не буду думать, как, и что, и где происходит. Это их проблемы, не наши – это точно».

В подтверждение этого представленная публике впервые в Ульяновске выставка затем отправится по стране, зарубежью и побывает в том числе и в Грузии. Ульяновцы же могут оценить работу Чхаидзе со светом в Музее современного искусства на улице Льва Толстого, 51 до 13 ноября. А после закрытия частичка света должна остаться в нашем городе навсегда – художник обещал подарить несколько полотен принявшему его музею.

Лидия ПЕХТЕРЕВА