Ульяновские туристы, выбрав этой осенью для своего традиционного южного похода побережье Абхазии, будто попали в другой мир.
Группа ульяновцев под руководством Натальи Базаровой, ежегодно осенью отправляется в походы на побережье Черного моря. О прошлых путешествиях туристов мы уже писали. А на днях группа из семи ульяновцев вернулась из очередного морского похода. На этот раз наши земляки пересекли российскую границу и отправились путешествовать в Абхазию.
Границей с другой страной России служит речка Псоу, которую наши путешественники пересекли на электричке из Адлера. Электричка из нашей страны в Абхазию сама по себе оказалась явлением примечательным. Ее пустили этим летом впервые после военных действий в Абхазии 1990-х годов.
Пересекая границы, пассажиры электрички прошли паспортный контроль и заплатили страховку в 250 рублей. А разобравшись с формальностями, прильнули к окнам и уже не могли оторваться от открывшегося пейзажа – настолько изменилась за Псоу окружающая обстановка.
– Мы как будто попали в другой мир, рассказывает участница похода Ольга Кафимова об увиденном.
Правда, Гагры, до которых путешественники добрались на электричке, чуть было не испортили впечатления от новой страны. Железнодорожный вокзал в этом курорте, знаменитом на весь СССР, стоит полуразрушенным также со времен войны с Грузией в начале 1990-х годов. Как оказалось позже, такова почти вся Абхазия. Богатая природа там соседствует с брошенными в военное время и разрушающимися зданиями.
Пока же краски природы и решение отправиться на Новый Афон сгладили первое неприятное впечатление.
К счастью, Новый Афон сохранил свои сокровища, несмотря на международные конфликты. Это монастырь, который существует с 1875 года. В нем сейчас идет реставрация старинных храмов. Еще одна достопримечательность Нового Афона – знаменитые пещеры со сталактитами и сталагмитами. Без экскурсовода в них, признаются ульяновцы, было бы даже и страшно. К примеру, напугать могут фигуры, созданные природой из камней. Одна из них похожа на оскалившийся череп воина, охраняющий вход в подземелье, другая – на пасть дракона.
Из Афона путешественники отправились в знаменитую соснами Пицунду, а в ней вышли на свой основной маршрут, проложенный вдоль берега моря обратно к Гаграм. В Пицунде, как и в Новом Афоне, соединились природная красота и интересные исторические события. Город этот имеет тысячелетнюю историю, основан он был как старинная крепость.
По пути к Гаграм туристам приходилось встречать и старинные развалины, но чаще сталкивались они с другими разрушениями. Вдоль всего побережья в Абхазии стоят брошенные советские санатории, зарастающие лианами.
Пейзаж – как будто в фильме про конец света.
Но постепенно жизнь в них возвращается – гдето эти места отдыха начинают восстанавливать.
А вот дачи Сталина, которых на побережье несколько, сохраняют как туристический объект. Одну из них ульяновцы посетили, поднявшись в горы. Ее расположение говорит о беспрецедентных мерах безопасности: ведут к ней неприступные скалы, снизу – обрывистый берег. Добраться к ней нежданным гостям незамеченными невозможно.
По пути ульяновцы не уставали удивляться чистоте морского побережья и богатству абхазской природы. В тамошних садах в это время спеют мандарины, лимоны, хурма, гранаты, виноград и даже киви. А местные жители за самую скромную цену угощали приезжих фруктами. На рынке цены тоже невысоки. Виноград стоит от 25 рублей, хурма – от 30, чурчхела – от 15, грецкие орехи – от 60 рублей.
Но главное впечатление от соседней страны – приветливость местных жителей. Несмотря на то, что сезон работы летних кафе уже был закончен, когда ульяновцы остановились на берегу на пару дней возле одного из них, хозяева кафе кормили их обедами, пока туристы не отправились дальше в путь.
Всего за несколько дней пути путешественники преодолели по берегу моря 27 километров.
Вспоминая свои прежние поездки, они признают, что поход в Абхазию был самым удачным.
– Мы хотели продлить лето в октябре, и оказалось, что Абхазия, необычный, яркий край, – лучшее место для такого отдыха, – говорит Ольга Кафимова. – Не зря название этой страны переводится как «страна души». Такое отношение к приезжим в России мало где встретишь. Ну а южное солнце насыщает особым вкусом и ароматом абхазские травы и фрукты.
Наполнившись, как мандарины, абхазским солнцем, ульяновцы вернулись в Адлер. Россия после переезда через Псоу произвела не лучшее впечатление. В Адлере от загазованного воздуха после гор Абхазии закружилась голова, город встретил грохотом и пылью готовящихся к Олимпиаде строек.
Лидия Пехтерева