Помнится, лет 10 назад я записывал истории о необычных явлениях в Тагае – селе, уже упоминавшемся в рамках рубрики «Городской фольклор».

Рассказывали мне о многом – в том числе и о людях, умеющих «оборачиваться». Эти истории достаточно стереотипны, хотя могут встречаться и экзотические варианты (например, оборотень – стиральная машинка).

Обычно при рассказе об оборотнях время повествования переносится в прошлое (иногда – отдаленное). В этот же раз мы с напарником столкнулись с тем, что почти каждый второй тагайский житель заверял, что оборотни есть и сейчас. Мало того – один из них живет и здравствует в соседнем селе (расположенном через дорогу от Тагая) – Подлесном. При этом назывались конкретные имя и фамилия.

Понятно, что дух исследователя немедленно взыграл во мне, и буквально через день я с напарником направился прямиком к избе предполагаемого оборотня. Найдя искомый дом (возле двора лежал череп -внушительных размеров – вероятно, коровий, что, впрочем, не особо удивило: «Ну, череп – ну, так что с того?»), мы постучались в дверь. Вышел старичок, с которым мы минут 15 беседовали фактически ни о чем. Понятно, что спросить в лоб: «Не оборотень ли вы?», мягко говоря, было бы глупо, поэтому темы выбирались более нейтральные: например, как раньше мужики дрались на Масленицу и т.п.

На все наши вопросы старичок отнекивался, говорил, что слышать ни о чем не слыхивал и ведать не ведал, так как «всю жизнь работал». В принципе, это было немного необычно, поскольку житель села всегда что-то может рассказать и о календарных праздниках, и о свадьбе, на крайний случай, сообщить что-нибудь о послевоенном времени или о «жизни колхозной».

Поняв, что далее продолжать не стоит, мы раскланялись и, завидев у избы напротив лавку, уселись на ней передохнуть. На доме красовалась потертая временем красная звезда, означающая, что кто-то из жильцов воевал. Мы закурили и, видимо, привлеченный дымом, из дома вышел еще один старичок, оказавшийся гораздо более общительным, нежели его сосед.

Мы поговорили с полчаса на разные темы, при этом я старательно избегал упоминать об оборотнях, решив коснуться этого как бы ненароком. Причина моей осторожности состояла в том, что, как выяснилось в ходе беседы, наш рассказчик с детства знает своего соседа, служил с ним вместе и вообще живет с ним бок о бок не один десяток лет. Нужно ли говорить о том, что прямой вопрос о предполагаемых «способностях» соседа выглядел бы не совсем тактично. Наконец, уже в завершение разговора, я решился: «А вот говорят, что есть такие люди…» – не успел я закончить фразу, как дед прервал меня репликой, действительно удивившей меня: «Оборотни, что ль? Да я сам видел, как он, – кивок в сторону дома «друга детства», – перекидывался через 12 ножей! Перекинется и бегает собакой по селу – людей пугает!».

Повторюсь, что поразила меня не сама фраза (такие представления, как я уже говорил, распространены), а то, что ее высказал близкий «оборотню» человек. Кстати, способ переворачивания: прыгать через 12 ножей, расставленных на земле острием вверх, – также нередкая деталь при рассказе об этих необычных существах.

Нужно ли говорить, что уходили мы оттуда, мягко говоря, под впечатлением…

Такие случаи действительно немного колеблют привычное и устоявшееся воззрение на мир.

Как говорится, а вдруг?..

Евгений Сафронов