24 октября народный артист России Алексей Данилович Дуров дает бенефис в родном ему Ульяновском областном драмтеатре, сцене которого он из своих 70 лет отдал 44 года. Накануне бенефиса на пресс-конференции актер рассказал о своей судьбе, тесно переплетенной с театром.

Стать артистом Дуров стремился с детства. И после школы, в 1959 году, мечта вот-вот уже должна была сбыться, тем более что до Москвы из Серпухова, где он жил, было рукой подать. Но случилась, вспоминает Алексей Данилович, «небольшая беда». Накануне экзамена в Щепкинское училище во время игры в футбол ему разбили челюсть. В училище он смог явиться, когда экзаменационная страда закончилась. Там только руки развели, слушая его, невнятную от челюстной боли, речь.

– Приходите на следующий год, – посоветовали молодому человеку.

Но впереди у него маячила армия. А там еще масла в огонь желания стать артистом подлила Наталья Фатеева. Популярнейшая актриса кино приезжала в часть, где служил Дуров, услышала, как он со сцены читает «Василия Теркина» Твардовского, и сказала, что ему надо непременно поступать в театральный вуз. И он, как только отдал долг Родине, поступил в ГИТИС.

Работать в свой театр еще только начинающего карьеру актера пригласил в то время молодой и уже известный режиссер Павел Хомский, тогда -главный режиссер Московского ТЮЗа. Но он поставил ему одно условие: непременно сделать операцию в институте косметики. Дело в том, что Дуров был чрезвычайно худ, и его впалые щеки не нравились режиссеру. Однако в институте Дурова предупредили, что последствием операции может стать то, что он не сможет больше улыбаться.

– Я решил, – говорит Алексей Данилович, – не цепляться за Москву, тем более что меня пригласили в Ульяновск и даже пообещали дать квартиру.

Потом, признался артист, у него было много сомнений, правильно ли он поступил. Особенно это происходило в годы творческой невостребованности.

– Но я переборол себя и теперь доволен своей театральной судьбой, – утверждает Дуров. – В Ульяновске у меня семья, внуки, друзья и зрители, которые помнят меня с первых шагов по сцене.

Наиболее удачным периодом он считает свое первое двадцатилетие в театре, особенно когда главным режиссером была Вера Ефремова. У нее Дуров много играл, были большие роли.

– Юрий Семенович Копылов меня занимал в спектаклях, но все же мало, за что, впрочем, я на него не в обиде, – сказал артист. – Нас предупреждали в училище, что такое бывает. И я всегда причину искал в себе: значит, не смог проявить себя…

Хотя, если вспомнить, удачные роли в этот период у меня были. Мне самому нравится Ванюшин в «Детях Ванюшина» и Кузовкин в «Нахлебнике».

Сколько всего ролей он сыграл, не перечесть. Тут, по сути, вся русская классика. Был даже молодой Ленин. К этому образу Дурову сделали потрясающий грим во МХАТе. Похож был здорово. Знаменитый актер и режиссер Олег Ефремов, когда увидел Алексея Даниловича в этом воплощении, руку ему пожал, сказал: «Замечательно!»

Над своими героями актер готов работать круглые сутки. Может ночью вскочить с постели, если его осенило, как нужно решить образ. Главное, убежден он, сначала необходимо ответить на вопросы: зачем и почему так или иначе поступает твой персонаж, а потом уже думать, как его изображать.

– Нас педагоги учили, – вспоминает Дуров, – что инструментом артиста является его душа.

На этом он и стоит. А для бенефиса выбрал современную комедию «Бесприданник». Пять невест от 25 до 75 будут добиваться расположения его героя-холостяка в солидном возрасте.

– Хочу, – пожелал Алексей Данилович, – чтобы зрителям на моем юбилее было весело. Это станет главным для меня подарком.

Ирина Морозова