Строитель – профессия особая. Чтобы возводить дома, а дело это непростое, нужно многое: хорошие знания, терпение, закалка характера. А самое главное, желание приносить радость людям. Настоящих строителей, что называется, с большой буквы, в Ульяновской области можно пересчитать по пальцам. Но есть среди них особенный человек, о котором говорят – строитель от бога. Имя этого человека – Яков Алексеевич Лупоносов. Сегодня ему исполняется 60 лет.
Якова Алексеевича знают в Димитровграде многие. Кто-то знаком лично, другие – заочно, живя в уютных квартирах, построенных юбиляром. Этих домов в городе атомщиков много. И все они отличаются друг от друга. Притягивают к себе взгляд.
– Я почти всю жизнь занимался строительством блочных и панельных домов, – объясняет Яков Алексеевич, – все однообразно, прямые линии, не за что глазу зацепиться. Когда создавал компанию ЗАО «Агентство Недвижимости», принял решение начать строить что-то новое, например, каркасные и кирпичные многоэтажки. Ведь это же красиво. Индивидуальность должна быть. Это я запомнил еще с университетских времен, нам преподаватели так и говорили: посмотрите на Ленинград или Рим, там же не найдете двух одинаковых зданий.
И все-таки, особенность домов, которые строит Яков Алексеевич, еще и в том, что они сделаны с большой любовью, с большой ответственностью перед делом, которому отдана вся жизнь.А по-другому и быть не может.
– Мне повезло. Сложилось все -желание быть строителем, желание быть высокопрофессиональным строителем, желание учиться и все время познавать что-то новое.
Почему Яков Алексеевич выбрал эту профессию, он и сам объяснить не может. Сын бульдозериста и санитарки, уже в раннем возрасте проявил интерес к строительству.
– Я точно могу сказать, что желание быть строителем у меня появилось лет в семь. Оно, конечно, было еще неосознанное. Мы часто играли в песочнице. Игрушек особо тогда не было. Если машинка – то деревяшка с прибитыми к ней колесами. Вот для этих машин я и строил гаражи. Все было по-взрослому – с открывающимися воротами и крышей. Честное слово (смеется – прим.авт.).
А первый по-настоящему строительный опыт появился в 14 лет. Отец умер рано, сразу после войны. Яков Алексеевич с матерью жил в казахском городе Актюбинск, в частном доме. Топить приходилось углем. А сарай для его хранения практически развалился. Пришлось взяться за восстановление.
– Через дорогу от нашего дома строили новое здание скорой помощи, – рассказывает Яков Алексеевич. – Там оставался старый битый кирпич от сломанного строения. Мама договорилась, чтобы я мог его забрать. Потихоньку в мешках перетаскал его во двор и приступил к строительству. Долго думал на счет кладки, сообразил, что нужен цемент. Крышу перекрыл досками, засыпал шлаком, рубероид где-то взял, глиной замазал – все по уму. За лето новый сарай был построен. Мне так это занятие понравилось, что уже позже, когда к нам в школу приехали преподаватели только что открывшегося Усть-Каменогорского строительного института приглашать учиться, я, конечно, согласился.
Но, волею судеб, поступил Яков Алексеевич в другой ВУЗ. Осенью 1967 года он стал студентом Куйбышевского инженерно-строительного института. Еще в войну туда эвакуировали Московский строительный институт и часть преподавателей так и осела в городе на Волге. Преподавательский состав был сильный, кандидаты, доктора наук. Яков Алексеевич до сих пор помнит каждого и благодарит за полученные знания. Учеба всегда совмещалась с работой. И уже тогда проявился его организаторский талант.
– Все пять лет учебы в институте работал строителем. Штукатурил; клал каменную кладку, разгружал цемент, щебень, бетон вручную месил. В общем, все виды строительных работ через свои руки пропустил. А летом собирал студенческую бригаду. Ездили по области, строили самые разные объекты. Зарабатывали, между прочим, прилично – по две-три тысячи рублей за лето привозили. Работали много, от рассвета до заката, хорошо и получали.
По распределению Яков Алексеевич попал в Димитровград. Хоть и отговаривали его куйбышевские коллеги-строители, не хотели терять хорошо себя зарекомендовавшего молодого парня. Говорили, что через несколько лет там станет руководителем, а такой перспективы на новом месте нет. Ошибались. Спустя восемь лет, в 1980 году, назначили директором завода железобетонных изделий и строительных материалов Димитровградского управления строительства.
– Коллектив был в очень тяжелом состоянии.А я как организатор мало что умел. Но через два года коллектив начал получать передовые знамена и стал передовым в ДУСе.
Биография Якова Алексеевича полна событий и свершений. Он строил НИИАР, ДААЗ, ульяновский авиакомплекс, участвовал в возведении более полутора миллиона квадратных метров жилья.
– Если можно было прожить жизнь заново, ни одного дня бы не исключил, – говорит юбиляр.
Уходить на пенсию он не собирается. Дел в строительстве осталось много. Да еще нужно растить хороших экономистов и менеджеров для Ульяновской области. Яков Алексеевич – кандидат технических наук, доцент кафедры экономики и управления УлГУ. К своим студентам относится строго, но по-другому нельзя. К преподавательской деятельности подходит скрупулезно, требуя полной отдачи.
– Первый раз, когда пришел на лекцию, задаю вопрос студентам: кто из вас читал Карла Маркса, его экономические труды. Молчат. Спрашиваю, за что он мог бы получить Нобелевскую премию, за какое произведение? С трудом одна студентка вспомнила что-то про «Капитал», да и то нечетко. Это же как получается, не знать основоположников современной экономической науки. Был в Сорбонне, в Пражском университете, там у студентов «Капитал» – настольная книга. Нам нужны грамотные специалисты, тогда и в экономике порядок будет в будущем.
У Якова Алексеевича двое сыновей и три внука. Продолжателей рода хватает, шутит он.
– Наш род имеет длинную историю. Корни из Твери. Мои предки были односельчанами со всесоюзным старостой Калининым. В детстве, помню, рассказывали, что прадеда призвали в армию, на русско-турецкую войну, в ходе которой освобождали Болгарию, Балканы.Спас он высокопоставленного дворянина, вытащил его с поля боя тяжелораненого. Тот в благодарность наделил прадеда большим куском земли на юге Ставропольского края. Он построил там дом, нарожал детей. Все мы в роду крепкие, высокие. Дед мой, Василий Васильевич, в 1908 году переехал в Оренбургскую область, по столыпинской реформе. К 1929 году на подворье работали уже семнадцать Лупоносовых. А потом раскулачивание началось. В одну ночь собрались и уехали в Актюбинск. Там уже я родился в 50-м году.
Вот такой он – почетный строитель России, обладатель государственных наград и просто успешный человек – Яков Алексеевич Лупоносов.
Яков всегда был «заводилой» и душой компании,- говорит однокурсник юбиляра Николай Усачев. – Мы все время удивлялись, как ему удавалось и учиться лучше всех, и работать больше других. Он всегда был примером для нас, а сколько энергии в этом человеке, просто диву давались. Глядя на него, в стороне от работы просто невозможно было оставаться. Мы всегда были уверены, Яков будет руководителем, причем быстро добьется успеха, что и произошло. Сейчас, спустя много лет, он и не изменился. Такой же напористый, требовательный. Яков Алексеевич! От всей души поздравляю с юбилеем! Крепкого здоровья, долголетия тебе! Пусть в твоей семье всегда будет дружба и понимание. А в твоей душе – гармония с самим собой!