В настоящее время вопросы благоустройства и повышения качества жилищно-коммунальных услуг в нашей стране приобретают все большее значение и находятся под контролем Президента Дмитрия Медведева. Так, при его участии 5 октября 2010 года в Кремле состоялось расширенное заседание Совета по развитию местного самоуправления. В нем принял участие и выступил помощник Главы города Ульяновска по вопросам ЖКХ, руководитель ДУК «Заволжский район» Михаил Сычев.

– Вопрос благоустройства и повышения качества жилищно-коммунальных услуг, – заявил Сычев в своем выступлении, – проблема, с которой мы повседневно сталкиваемся как управляющая организация. На первый план я бы поставил вопрос организации и эффективного взаимодействия с собственниками жилья. В принципе, это та самая главная проблема, которая на сегодня показывает: управляющая организация неэффективна в своей работе, если она не сотрудничает со старшими по домам. Именно через них управляющая компания должна формировать заинтересованность собственников в процессе управления своим домом. Достигнуть консенсуса в решении каких-то проблем многоквартирного дома можно вполне -общим собранием собственников жилья. Но, как показывает практика, существуют большие проблемы в проведении таких собраний: люди мало активны, люди неграмотны и, по сути, игнорируют эти собрания. В целом же создается такая неповоротливая машина, в которой управляющим компаниям тяжело принимать те или иные решения. Что делает управляющая компания Заволжского района для решения этой проблемы? Из числа активных граждан мы формируем институт старших по домам и советы домов, в которые входят представители из каждого подъезда. С советами домов мы и пытаемся выстраивать взаимоотношения. Мы можем предоставить им всю необходимую информацию о нашей работе, поделиться планами.

Недавно в «Российской газете» было опубликовано Постановление о стандартах предоставления информации. В нашей управляющей компании мы уже внесли все изменения в программу управления жилищным фондом Заволжского района. Так что теперь каждый житель может на вполне законных основаниях потребовать с нас отчет о проделанной работе.

Если говорить об институте старших по домам, то он как инструмент взаимодействия и вопросов жильцов – очень эффективен. Здесь есть только одна проблема: не закреплен юридический статус старшего по дому. Поэтому мы предлагаем внести изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, чтобы законодательно оформить статус и полномочия старших по домам: кто эти люди, какими правами и полномочиями они наделены, что могут требовать с жильцов, а что обязаны им предоставлять.

Считаю, что в Жилищном кодексе необходимо предусмотреть возможность решения вопросов управления не только через непосредственную, но и опосредованную демократию. Что под этим я подразумеваю? Как показывает опыт, проведение общего собрания жильцов многоквартирного дома дело сложное и дается не просто. Однако есть возможность проведения конференций. Это достаточно актуальная тема, потому что собрать, к примеру, жильцов дома в 144 квартиры, а это порядка 200 собственников, – очень тяжело. Когда по подъездам проведены собрания, то общедомовое собрание будет провести намного легче. То есть это еще один из инструментов, способных сделать эту систему взаимодействия собственников жилья с управляющей компанией более мобильной и гибкой.

Вторая сторона процесса – повышение качества работы управляющей компании. Для этого мы разработали систему гарантийных талонов качества. На каждую услугу, которая оказывается собственнику жилья, должен выдаваться талон, в котором четко прописан гарантийный срок требования по произведенным работам.

Другим позитивным нововведением в ЖКХ Ульяновска станет создание единой диспетчерской службы. Минуя диспетчеров управляющих организаций, любой ульяновец сможет позвонить на этот номер и оставить заявку на выполнение тех или иных услуг. Оттуда заявка автоматически попадает на компьютер мастера ЖЭО и ставится на контроль. Соответственно, если эта заявка повторная, то проконтролировать, – как она выполнена или не выполнена, какие есть нарекания, – можно всегда.