Новый сезон Ульяновский ТЮЗ открыл недавно спектаклем по пьесе Михаила Бартенева «Жил-был Геракл». Мифических героев Древней Эллады «NEBOLSHoй театр» превратил в гремучую смесь цирковых клоунов и диснеевских мультяшек по принципу «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало».

Михаил Бартенев из тех редких современных драматургов, кто на очень доступном языке и с юмором пишет для умных детей и говорит с ними о серьезных вещах. Его «житие-бытие Геракла» — о свободе и несвободе, о человеческих слабостях и силе, о том, что такое счастье. В финале пьесы Геракл победил, сбросил с себя рабские оковы. Больше нет обязательств, планов, цели. Герой получил столь желанную свободу и… остался в одиночестве.

В самарском «СамАрте» одноименный спектакль идет уже два года. И постановщик ТЮЗа Марина Корнева, и руководитель театра Эдуард Терехов — выходцы из Самары — наверняка его смотрели. Но смотреть и видеть, как показывает ульяновский «Жил-был Геракл», не одно и то же. Технически пьеса Бартенева непроста, чего стоит один финальный прилет дракона, у которого на хвосте злобный пес Цербер, а за ним на веревке болтается будка. Корнева и Терехов все упростили до формального символизма. Два баннера с видами Древней Греции, пара стилизованных под эллинские табуреток — вот, пожалуй, и все. Николай Авдеев в роли Геракла и играющий деспотичного и капризного царя Эврисфея Артемий Курчатов больше похожи на двух цирковых коверных. Даже гламурный Минотавр в исполнении Константина Амузинского скорее смешон, чем страшен. Дети в зале хохочут ровно столько, чтобы «на подумать» времени не осталось. Цель ульяновских тюзовцев, судя по всему, достигнута.

В спектакле есть сцена, где Геракл и Немейский лев, по очереди появляясь на сцене, констатируют: «Гераклом пахнет», «Львом пахнет». Так вот не пахнет в «NEBOLSHом театре» Гераклом. И после этого спектакля в качестве «противоядия» детям просто необходимо принимать перед сном «Мифы Древней Греции», хотя бы дозированно.