О существующей ситуации с вывозом и утилизацией бытовых отходов в нашем городе, проблемах и перспективах развития этого направления мы беседуем с председателем подкомитета по благоустройству и экологии Ульяновской Городской Думы, учредителем Центра Экологических Технологий Евгением Владимировичем Калмыковым.

– Уважаемый Евгений Владимирович, вот Вы как специалист можете сказать, так как все-таки сделать наш город чище?

– Это одновременно трудный и простой вопрос. Для того чтобы город был чистым, не нужно изобретать велосипед. По большому счету, необходимо сочетание двух основных составляющих: разумная оплата и ответственный исполнитель.

– Про оплату мы позже еще поговорим. А вот где взять таких ответственных исполнителей?

– Воспитать. По-другому никак. Что касается вывоза мусора, надо установить правила игры, одинаковые для всех. Надо объяснить, что нельзя только снимать сливки в виде вывоза отходов от коммерческих организаций и многоквартирных домов, а нерентабельный вывоз из частного сектора перекладывать «на дядю». Нельзя поручать обслуживание контейнеров и контейнерных площадок управляющим компаниям. Ведь это оборудование, которым в первую очередь пользуется перевозчик отходов, значит, и обслуживание он должен брать на себя. Есть еще много чего нельзя, но самое главное, это нельзя, чтобы в городе было грязно. Поэтому надо переходить к европейской системе очистки Ульяновска. Суть ее в том, что на определенной территории действует один исполнитель, который осуществляет все виды работ по удалению отходов с этой территории и несет полную ответственность за ее чистоту.

– Все просто и логично. Но почему же на деле не так? Вот конкретно ваша компания готова к такой ответственности?

– Не только готова, но и, к сожалению, пока в одностороннем порядке, уже принимает на себя эти правила. ЦЭТ уже сейчас не только вывозит мусор, но и занимается очисткой обслуживаемой территории, за свой счет ликвидирует несанкционированные свалки. Нами организован вывоз мусора из частного сектора, платежи в котором составляют менее 15%, что, как сами понимаете, накладно. Ежемесячно мы не только производим замену не пригодных для использования контейнеров, но и устанавливаем новые контейнерные площадки там, где их раньше не было. В планах на будущий год – приобретение мобильных комплексов по мойке контейнеров. В общем, движение к цивилизованному удалению мусора есть, но, как я уже говорил, пока в одностороннем порядке.

– Вы имеете в виду, что городские власти никак в этом вопросе не помогают?

– Нет, здесь как раз полное взаимопонимание. Александр Петрович Пинков – очень рачительный и вдумчивый руководитель, по-настоящему болеющий за чистоту и красоту нашего города. Проблема во второй составляющей решения проблемы чистоты в городе – в разумной, и я бы еще добавил полной, оплате.

– Замечательно, раз уж Вы сами перешли к теме оплаты, ответьте сначала на такой вопрос. Бытует мнение, что отходный бизнес сверхприбылен. Насколько это мнение обоснованно?

– Возможно, для Москвы и Санкт-Петербурга, где вывоз и утилизация одного контейнера мусора стоят от одной до трех тысяч рублей, это и обоснованно. У нас же стоимость этого же контейнера составляет чуть более двухсот рублей. И при этом тариф на утилизацию в прошлом году в Ульяновске вообще не повышали, а в этом году планируют повысить всего на 5%, а тарифы естественных монополий за эти же два года вырастут для нас на 25-30%. Вот и считайте, можно ли тут вести речь о сверхприбылях. Но я в большей степени не об этом вел речь, когда говорил о разумности и полноте оплаты.

– Так в чем же основная проблема?

– Проблема, как говорил Булгаков, – в головах. Часть организаций и жителей города просто не хотят заключать договоры на удаление своих отходов и оплачивать эту услугу. Предпочитают экономить на этом, образовывая свалки в городе и переполняя не рассчитанные на них контейнеры. Мы подсчитали, что только наша организация ежемесячно несет убытков от этого на миллион рублей. Не говоря уже о том, что городской бюджет тратит потом на ликвидацию этих свалок десятки миллионов.

– Серьезная проблема. И как же вы предлагаете ее решать?

– Если так можно выразиться – «цивилизовывать» жителей, это большая и трудоемкая работа. В нашей организации этим занимается целый отдел по работе с частным сектором. Они проводят сезонный мониторинг территории, организуют подомовые обходы, ведут единую базу данных всех жителей частного сектора, участвуют в совместных рейдах с участковыми и администрациями районов. Штрафы за отсутствие договоров на вывоз и утилизацию мусора не маленькие – от трех тысяч рублей, и уже сотни граждан нашего города были оштрафованы, но, к сожалению, большинство ждут, когда и их этот жареный петух клюнет. В итоге на сегодняшний день мы имеем чуть более трех с половиной тысяч договоров с жителями частного сектора из 10 тысяч обслуживаемых. Сами понимаете, что пока платежи жителей не могут соответствовать реальным затратам на обслуживание частного секторах.

– Значит, работаете себе в убыток?

– Нет, конечно. Убытка от текущей деятельности в чистом виде нет, но и разумной окупаемости мы пока не достигаем. Работа приблизительно «в ноль» без учета инвестиций. А самое главное, из-за недофинансирования мы не можем себе позволить оказывать услугу на должном уровне. А этим делом надо заниматься хорошо либо не заниматься никак. Поэтому приходится постоянно инвестировать, чтобы соответствовать. Пока вложенные инвестиции значительно превышают полученную отдачу. Но мы не ропщем, потому что уверены, что наши вложения в цивилизованную инфраструктуру вывоза мусора обязательно окупятся.

– Мы все в основном обсуждаем проблему вывоза отходов. А как обстоит вопрос с утилизацией? Помнится, в прошлые годы баратаевская свалка доставляла множество хлопот: то пожары, то нашествия птиц, то опасные отходы обнаружат. Что изменилось с приходом ЦЭТ?

– Можно спросить об этом контролирующие и надзорные органы. Как появился хозяин у баратаевского полигона, месяца не проходит, чтобы какая-нибудь комиссия или проверка не приехала. Шучу, конечно, пусть проверяют. Законных проверок мы не боимся. Объект серьезный, и контроль за ним должен быть серьезный. Радует, что веских претензий проверяющие не предъявляют. Предписания носят исключительно рабочий характер и нами быстро устраняются. Другой вопрос, каких усилий нам стоило решить все застарелые проблемы баратаевской свалки. Сейчас лучше не вспоминать. Но результат налицо – уже больше трех лет ни пожаров, ни опасных отходов, ни высокого загоязнения вы здесь не найдете.

– Неужели так уж все проблемы решены?

– Практически. Все этапы реализации проекта рекультивации свалки идут в срок. Программу орнитологической безопасности, согласованную с УВАУГА, мы также реализуем вовремя. Все объекты инфраструктуры полигон функционируют нормально. На ближайшее повестке дня единственный серьезный вопрос – утилизация свалочных газов с получением энергии. Это пилотный проект не только для нашей области, но и для России в целом. Реализация его должна пройти в рамках Киотского протокола. Не хочу пока ничего загадывать чтобы не сглазить, но есть серьезные подвижки. Наши зарубежные партнеры по проект утилизации свалочного газа проводили исследования на полигоне и дали высокую оценку возможностей реализации этого проекта.

– Что же, удачи вам в таком благом начинании. А как у вас обстоят дела еще одним пилотным для нашего региона проектом – мусороперерабатывающим комплексом?

– Спасибо за добрые пожелания, постараемся оправдать доверие. Мусороперерабатывающий комплекс функционирует с переменным успехом. Пока на проектную мощность он еще не вышел, но это дело времени. В кризис из-за падения закупочной цены и спроса на вторсырье, приходилось останавливаться. Сейчас заново набираем обороты. Не буду скрывать, что для нас этот проект в большой степе ни также является проектом на перспективу. Пока в России, как во всем цивилизованном мире, в цену упаковки не введут экологическую составляющую, мы будем продолжать «тонуть» в бытовых отходах и терять драгоценны ресурсы. В настоящее время промышленная сортировка и переработка единичных видов вторичных ресурсов показывает хоть какую-то минимальную рентабельность. Остальные же либо убыточны, либо не востребованы.

– Так, может, нам, как в Европе, необходимо внедрить раздельный сбор мусора? Пусть сами люди сортируют свои отходы.

– Я, конечно, оптимист, как все, кто занимается отходами как бизнесом. Но наврядли это приживется на российской земле в ближайшее время. Даже для немцев, у которых порядок в крови, такой перелом в сознании занял десятилетия. Кстати, согласно последним данным, процент раздельно собирающих мусор Европе стал немного сокращаться. Это не очень удобно, а люди ценят свое удобство и время.

– И все-таки, что бы Вы сказали жителям нашего города, чтобы настроить их правильное отношение к своим отходам?

– Как это ни грубо звучит, нам надо научиться относиться к окружающему нас миру как своему имуществу. Никому же не придет в голову мусорить у себя в прихожей. Так почему же мы позволяем себе это делать на пороге своего дома? Так что, уважаемые ульяновцы давайте любить и беречь свой город!

Алексей ЧЕРНОВ

“В газете на правах рекламы”