Оператор связи ОАО «ВолгаТелеком» в очередной раз нарушило Закон «О защите конкуренции».
Получив в частную собственность приличный кусок бывшей госсобственности в виде разветвленной телефонной сети, а также множество объектов связи на территории Ульяновской области, компания ОАО «ВолгаТелеком» стала монополистом на областном рынке телефонной связи. Вскоре перед потребителем телефонных услуг вырос холдинг «Связьинвест», в который вошло и ОАО «ВолгаТелеком». Ситуация вкорне изменилась. Цены на услуги связи поскакали вверх, плата назначалась за все и вся.
Управление федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Ульяновской области весной 2006 г. возбудило против компании дело за нарушение Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Тогда поводом стало завышение тарифов на предоставление «третьим лицам» телефонной канализации для прокладки кабеля. Областной арбитражный суд этот иск УФАС удовлетворил, а окружной поволжский кассационную жалобу связистов отклонил, оставив судебное решение в силе. Тем не менее ОАО «ВолгаТелеком» продолжало поддерживать необоснованно завышенные цены на свои услуги, причем устанавливала их неодинаковыми для различных хозяйствующих субъектов.
В 2008 г. руководство «ВолгаТелеком» ввело новацию, которая способствовала выуживанию из наших карманов ещё больших денег. Для этого они объявили платными даже те услуги, которые испокон века были бесплатными.
Суть махинации проста. Вы набираете номер «09», после нескольких длинных гудков (это время не оплачивается) в трубке раздается женский голос, который просит вас подождать ответа оператора. Раз произошло соединение, то с этого момента счетчик заработал, и за все прелести волгателекомовского сервиса вы теперь должны будете заплатить. Потом в трубке раздастся другой женский голос, который вам любезно сообщит, что до соединения с оператором осталось столько-то секунд. Например, 15, 5 или даже одна секунда. Это вовсе не означает, что через названное время вас обслужат. Потом опять следуют длинные гудки. Я как-то из любопытства засек время. Так вот, оператор ответил лишь через 1 минуту 45 секунд. Всё это время и время последующего разговора с оператором я, естественно, оплачиваю из своего кармана.
За день в справочную «ВолгаТелеком» вынуждены обращаться тысячи горожан. Подержав впустую на линии каждого из них дополнительно по полторы-две минуты, дельцы от связи собирают солидные деньги. Причем, заметьте, такую услугу, как уведомление о том, что вы позвонили в справочную службу, и предварительное объявление, что до связи с оператором осталось столько-то секунд, вы никогда не заказывали. Просто вам навязали её дополнительно, не спрашивая вас об этом. К тому же услуга-то заведомо некачественная: ждать всегда приходится намного дольше, чем вам обещано, да еще и оплачивать это время ожидания.
Тем не менее имеется большое количество фактов, свидетельствующих о том, что, как и любой другой монопольной структуре, выросшей из советской экономики, «ВолгаТелеком» все труднее выживать в рыночных условиях. Сегодня сотовые телефонные компании ищут любое доступное место, чтобы открыть новый пункт по обслуживанию клиентов. А «ВолгаТелеком» постоянно сокращает свои отделения связи. Продает или сдает в аренду их помещения. Сокращаются объем услуг компании, рабочие места.
И вообще, руководство ОАО «ВолгаТелеком», судя по всему, чувствует себя не слишком уютно в области. Это подтверждает предложение руководству компании поискать заработка в других областях, сделанное губернатором области Сергеем Морозовым в сентябре 2008 года. К этому времени компания «ВолгаТелеком» была уже не только не способна вкладывать часть заработанных средств в развитие региона, она даже не была способна на элементарном уровне соблюдать технологические процессы. Так, проводя телефонизацию г. Барыша, по мнению губернатора, компания понаставила по городу «пьяные столбы», на которые навешала «провода-сопли».
С введением технических новаций в компании также появляются новые ляпы. В прошлом году я сам с этим столкнулся. Когда раздался первый звонок, излишне металлический женский голос заявил, что у нас задолженность по оплате за телефон перед ОАО «ВолгаТелеком» и мы обязаны срочно погасить ее. В ответ на мои попытки объяснить, что задолженности нет и в помине, жесткий голос продолжал вещать. Я понял, что имею дело с компьютером (или с чем там еще, Бог его знает) и повесил трубку. С тех пор такие звонки повторялись с регулярностью раз в месяц.
Наконец, в середине января 2010 г., во время очередного напоминания о том, чего не было, я понял, что со мной разговаривает не компьютер, а человек. Впрочем, результат был идентичен. В ответ на мои попытки объясниться, женщина заявила, что если в трехдневный срок задолженность не будет погашена, у нас отключат телефон. Пришлось связываться с оператором «ВолгаТелеком». Выяснилось следующее. Оказывается, речь шла вовсе не о задолженности за оказанные телефонные услуги, а о том, что эти услуги мы обязаны оплачивать предварительно. Но в имеющемся у нас на руках договоре с «ВолгаТелеком» о предварительной оплате не сказано ни слова. Когда оператор уточнила условия договора с нами, она несколько смутилась.
Однако «телефонная дама» не растерялась и заявила, что условие о дополнительной оплате было введено со стороны «ВолгаТелеком» (односторонне и без предупреждения клиента!) на том основании, что задолженность у нас все-таки была. Аж в 1995 году! ОАО «ВолгаТелеком» тогда еще в природе не существовало! Очень веское основание для введения задним числом дополнительных односторонних условий в уже заключенный договор спустя 14 лет после инцидента! Оператор, понимая, мягко говоря, всю глупость высказанных ею претензий, тем не менее предложила кому-нибудь из нас лично явиться в филиал компании, который находится в Новом городе в Доме связи, чтобы разобраться окончательно. Спрашивается, если связисты сами что-то напутали, вводя данные в программу, то с какой стати мы должны тратить свои время и деньги для того, чтобы предстать перед их очами для каких-то разборок?
Несмотря на весьма низкое качество предоставляемых услуг, ОАО «ВолгаТелеком» с 1 февраля 2010 г. вновь повысило тарифы на услуги местной телефонной связи. Прошедшим летом руководство «ВогаТелеком» затеяло новую махинацию. Ульяновцам, пытающимся при помощи службы «09» узнать номер телефона абонента, но не знающим точного адреса искомого абонента, выставляют счета за пользование справкой. Ранее услуги справочной были абсолютно бесплатны.
В итоге, теперь шустрыми руководителями «ВолгаТелеком» занимается не только УФАС, но еще и прокуратура Ленинского района г. Ульяновска. И опять речь идет о нарушении закона «О защите конкуренции». Но руководство ОАО «ВолгаТелеком» своей вины не признает, и деньги с людей продолжают собирать по-прежнему. А в ФАС России намерены провести аналогичные проверки на всей территории России.
Игорь СВЕТОВ