Сергей Иванович!

Мы не столь давно в Законодательном Собрании области рассматривали вопрос об исполнении бюджета области за первое полугодие 2010 года. Форменное безобразие. Ради чего принимать бюджет. Корректируем его на году много раз, вносим поправки, и…. Не исполняем. Муниципалитетам отдали 22%. На них всё бремя ответственности. Сгорела деревня – виноват глава. Принял меры и спилил прилегающий лес – прокуратура впарит иск за ущерб окружающей среде. Счастье наше и этих муниципальных служащих, что всё ещё так гладко обошлось.

Засуха! Селу сколько отдали? Под полив? Какой полив, попить часто нечего было. Даже извиниться перед населением не извинились, а награды роздали тем, кому они и не причитались. Из Сенгилея вчера звонили, где уже давно беда с водоснабжением. Возмущались тем, что Предигера Вы наградили. Не столь давно господину срок за дела не ладные, а теперь на завидном поприще при поощрениях и возможностях. Вы Полякова Ю.И. пригласите – он Вам расскажет, что в районе происходит, а я альбом фотоматериалов подарю, чтобы стало ясно как нижестоящие чиновники болванят вышестоящую власть.

Вообще пора на землю опуститься, перестать врать себе и другим, засучить рукава и начинать вкалывать, чтобы и люди поверили, что есть надежда на возрождение. Пока видят воровство, бездеятельность и безответственность. Росстат Российской Федерации опубликовал прогноз: нас в России к 2030 г. останется 102 миллиона человек. При том качестве населения, что имеем, растеряем территорию, а вместе с ней и природные ресурсы, до которых охочих много. Одних призывов изменить демографическую ситуацию мало. Действия нужны.

Сразу скажу в целом в России хуже, чем даже в Ульяновской области. По оперативным данным Федерального казначейства на 1 октября исполнение бюджета по разделу «Национальная экономика» – 52,4%, вместо 75%. Это выход на посткризисное развитие? Лесное хозяйство, которое погорело, профинансировано на 41%, энергокомплекс – на 49%, сельское хозяйство – на 50%. Счётная палата впоследствии отметит безобразное исполнение бюджета. А что в регионе лучше? Смысл бюджетного процесса при таких подходах обесценивается, и платить приходится – дорогую цену. Вдаваться в детали не намерен.

Бюджет принимается не ради бюджета. Часто мифических и далёких от реалий макроэкономических показателей. Люди главное. Казалось бы, несомненным достоинством проекта бюджета области на 2011 г. и последующие два года является то, что статьи социальных расходов номинально по сравнению с предшествующим периодом не урезаны. Где-то расходы даже возросли.

Но мы имеем:

– Во-первых, изменение бюджетной классификации, что делается все последние 10 лет. А это препятствует сопоставимости данных и не способствует достоверности оценок. Вопрос не к Вам, Сергей Иванович. Тем не менее, эти игрушки следует завершать. И Вам и нам необходима реальная, объективная картина происходящего. Ставьте этот вопрос перед Президентом и Правительством Российской Федерации. Мы готовы внести в порядке законодательной инициативы проект федерального закона через Законодательное Собрание. Но стоит ли надрываться, если большинство у «Единой России» и она смотрит в рот тем, кто все 10 лет ежегодно творит эти новации.

– Во-вторых, речь идёт не о реальном, а номинальном повышении расходов на экономику и социальные цели. Тем более, что за исходный параметр берётся кризисный 2009 г.

– Третье в том, что в целях ослабления нагрузки на бюджет и оптимизации бюджетных расходов социально значимые отрасли перестают быть сферой ответственности государства и на федеральном и на региональном уровне.

– Четвёртое. В негосударственном секторе экономики в 2011-2013 гг. планируется увеличение заработной платы на 3,5-4,8%. Прожиточный же минимум должен увеличиться на 40,6%. Этот прогноз абсолютно проигнорирован в бюджете области. Ни у вас, Сергей Иванович, ни у нас сегодня нет каких-либо данных о принадлежности населения к среднему классу. Это 4 критерия: уровень образования, характер труда, доход выше среднего по региону и самооценка о положении в обществе. Продолжается вымывание среднего класса. 6% прибавки учителям

– Пятое. Бюджет сформирован по принципу «от достигнутого», без учёта реальных потребностей отраслей. И это тоже чревато далеко идущими последствиями.

Поразительно, что этих и иных весьма очевидных и существенных нюансов стараются не замечать представители экономического и социального блока Правительства Ульяновской области. Вдвойне удивляет позиция всякого рода иных структур.

От имени Совета Общественной палаты области С.Н.Ермаков вынес краткий вердикт: всё хорошо, замечаний и предложений нет. Мы говорим плохо, что общественное мнение столь ограниченное и беззубое. Если Общественная палата лишь придаток исполнительной власти, то можно выразить сочувствие губернатору и правительству региона.

Уполномоченный по противодействию коррупции столь же лаконичен: факторов коррупции не обнаружили, антикоррупционная экспертиза в кармане у Правительства. Сомневаюсь, что дело обстоит так. И думаю, что Вам, Сергей Иванович, меньше всего нужны такие заключения. Мы же полагаем, что ради таких бумаг содержать дорогостоящие структуры с определённым штатом за счет налогоплательщиков не следовало бы. Пользы никакой, а вреда может быть не мало. Ещё раз предлагаем и Губернатору и правительству Ульяновской области инициировать ликвидацию бесполезных и малоэффективных институтов уполномоченных по борьбе, противодействию неведомо чему и с чем. Ни одного коррупционера они не поймали, ни одного закона не заблокировали. Расходы на их содержание всё больше и больше. Под этой «крышей» – твори – не хочу. Ограничить эти аппетиты следует. Статьи в бюджете снять. Детям, старикам, обманутым дольщикам отдайте. За них ни один уполномоченный рта не разинул, и ни Коваленко, ни Старостиным и их покровителями не занялся. А эти покровители, судя по всему были).

Понимаю, Сергей Иванович, что наши оценки, суждения и предложения вряд ли будут услышаны и востребованы. Тем не менее, готовы их изложить ещё раз.

Доходная часть бюджета могла бы быть больше. Для этого необходимы иные принципы формирования бюджета. Политика должна быть иной. Два десятка лет назад пили в два с лишним раза меньше, но т.н. «пьяные деньги» в доходной части областной казны составляли, без малого, треть. Ныне пьют больше (29 литров на душу), а в бюджете от зелья лишь 9% (1,8 млрд. руб.).

Абсурд!

«Нефтяных денег» в областном бюджете 6% (1,2 млрд. руб.). И это мизер.

Очевидно, что необходим иной подход. Решения следует принимать на федеральном уровне. И инициировать это должны и депутаты и главы субьектов РФ. Ситуация такова по всей стране.

Ещё один аспект. Собственность.

Как распоряжаемся «омертвлённым капиталом? Миллиарды полновесных советских рублей зарыли. Отдача ноль. Водовод из Кузоватовского района потянули при Горячеве. Деньги обратили в столбы, опоры, трубы. Чистой воды нет. И денег нет. В «ледовый стадион» при Шаманове вложили 170 млн. руб. Катка нет, и денег нет. Сегодня те же творцы ледового чуда обещают сотворить новый дворец спорта.

Строили мост через Волгу. А куда делась железная дорога, насыпь, шпалы, рельсы. Это тоже деньги.

Газопроводы. Вырубаются леса. Тоже чего-то всё это стоит. В бюджет только ничего не капает. Бани кто-то строит.

Лес сгорел. Оставшееся добро на корню по какой цене, когда сбываться будет? Сколько денег казна от этой беды получит?

С федералами стоило бы утрясти все вопросы. Собственность у них есть. Вот только занимаются они ей ещё хуже чем Водолазко со всем её департаментом. «УЦМ», конезавод в Кузоватовском районе, в Димитровграде остались заборы, территория и помещения некогда мощной экспедиции по захоронению отходов радиации. Примеров можно приводить море. За всем этим деньги, люди, земля. Ставить следует вопрос в Правительстве РФ. Либо они сами разбираются со всем этим добром, либо регионам необходимо передать всю эту собственность.

С областной собственностью тоже «чудес» нагляделись. И эти «чудеса» не прекращаются. Не стану говорить о продаже газопроводов, димитровградской типографии, напоминать об «УСК» и муниципальных электросетях. Проверила ОГУП «Имущество» Счётная палата. Выяснилось, что годами госимуществом пользуются частные лица, занимаются производством и ничего не платят. В Димитровграде обосновались так, что даже пристрой к зданию возвели, а в момент проверки – просто исчезли. Это не копейки, а многие миллионы. Кто и как довёл до состояния банкротства «Ульяновскхлебопродукт»? Никто, ни за что не понёс никакой ответственности. В силу всех этих обстоятельств будем иметь от всей областной собственности едва ли 200 млн. рублей: от продажи активов – 29,5 млн., от аренды – 114 млн. Доходы в виде прибыли и дивидендов – 4,5 млн. Конечно, после этого можно заявлять, что государство плохой собственник, и на этом основании настаивать на скорейшей продаже всего государственного и муниципального имущества. Ошибочная и безграмотная позиция. Пока же поступления в бюджет от госсобственности не покрывает и десятой части расходов на содержание чиновников.

Статьи расходов на аппарат управления, выборы, всевозможный пиар и то, что называют СМИ, но мало похоже на действительно средства массовой информации и т д. – на всё это около 2 млрд. руб. В 2012 г. у составителей бюджета имеется намерение довести сумму расходов по этим статьям более чем до 3 млрд. руб.

Более 1 млрд. рублей – это нацбезопасность и правоохранительная деятельность. Надо этим заниматься? Надо! Но ещё более важно заняться экономикой. Тогда, глядишь, и на милицию, или полицию, придется тратить гораздо меньше. Однако по подразделу «Нацэкономика» в расходной части бюджета от 23 млрд. рублей заложено всего 1, 9 млрд. рублей. Здесь и село, и модернизация в промышленности, и устремлённость в будущее. Но и эти 1,9 млрд. далеко не все есть вложения в производство. Функционирование чиновников от АПК, промышленности ведь тоже чего-то стоит. Здесь и расходы на стабилизацию рынка труда, на занятость населения. Департамент ветеринарии и Минсельхоз стоят 62 млн. В общей совокупности 200 млн. по этому подразделу не тем, кто сеет и пашет. Селу намерены выделить 305 млн. руб. Устойчивое благополучие животноводства готовы обеспечить менее чем 10 млн. руб. На мелиорацию земель заложили ничего.

Предлагаем программу «Развитие сельского хозяйства» существенно пересмотреть. При колоссальных потерях крестьянства в этом году в 3-4 млрд. рублей та господдержка, что предусматривается бюджетом, ничего принципиально не решает. 2 млрд. рублей – это необходимый минимум.

Прошедший год убедил в важности страхования посевов, скота и пр. Застраховано лишь около 15% хлебов. По стране около 10%. Крестьяне при всём понимании не в состоянии решить эту проблему. Государство должно взять на себя соответствующую функцию, создав областной страховой фонд АПК. Это будет и достаточно мощный рычаг государственного влияния на производственную, ценовую политику, связанную с хлебом.

Завершая тему АПК, не могу не отметить насущной необходимости разобраться наконец-то с главным богатством – землёй. Передаю Вам, Сергей Иванович, письмо П.Я.Кисилёва. Крик души! Там, в Загоскино, Майнского р-на. Депутат Госдумы от вашей партии «Единая Россия» В.Денисов проводит время у тёщи и словно ничего не видит. Он же в своё время привёл туда М.Куликова, при котором от хозяйства ничего не осталось, а выделенные из федерального бюджета, если память не изменяет, испарились. Писем и обращений такого свойства в депутатской почте великое множество. Бюджет, к сожалению, не предусматривает завершения работ в этом направлении. Кадастра нет. У Маклаева из Уреня на бумаге есть 17 га. Земли. Эта где-то имеющаяся земля используется Цильнинским сахарным заводом. Маклаеву теперь – ни мешка Захара, ни центнера фуража для коровёнки и кур. Но плати земельный налог. Завтра при такой политике и скот вырежут, и налог платить совсем перестанут. И на бюджете это негативно отразится.

Не стану отнимать хлеб у коллег. В.В.Алексейчик, А.В.Куринный, Г.А.Мурзаханов по многим позициям способны более квалифицированно. Тем не менее, очень коротко о злободневном:

– вода – 20 млн. рублей – это не решение проблемы, ставшей в этом году одной из самых острейших:

– ЖКХ – по прежнему безобразия. 2% с небольшим – слёзы. По г.Ульяновску замены требуют около 600 лифтов. В 2011 г. заменят 17. Такими темпами 40 лет будем заниматься этой проблемой.

– бюджет имеет и коррупционную составляющую. Каждый раздел завершается строкой «другие расходы» безо всяких пояснений.