Инертность регионов, не торопящихся переходить на современные технологии профилактики гололеда, позволяет прогнозировать дальнейший рост тяжких ДТП на скользких дорогах.

По числу людей, погибших в ДТП, Россия уже не первый год находится среди лидеров. Однако до сих пор нет внятной программы повышения дорожной безопасности, которая бы действительно работала. Анализируя наиболее громкие ДТП за 2009-2010 годы, можно выявить четыре негативных фактора, сопутствующих тяжелым авариям. Ограниченная видимость в условиях дождя, тумана, а также в ночное время. Повышенная усталость водителей. Вождение в нетрезвом виде. Скользкое дорожное полотно во время гололеда или дождя.

Скользкий вопрос

Какой бы ни была программа повышения безопасности дорожного движения, она не в силах справиться со всеми факторами сразу за короткий период. Каждое из направлений придется долго и кропотливо разрабатывать. Необходимо еще учесть, что боль-

шинство из них относятся к области, практически не поддающейся «лечению». Не очень понятно, как технически или законодательно бороться с усталостью или ограниченной видимостью во время непогоды.

Быстро сегодня можно организовать только эффективную борьбу с гололедом. Что немало, поскольку мы в разы уменьшим число выездов на встречную полосу, происходящих в межсезонье и зимний периоды, а также избавимся от пробок, особенно досаждающих зимой.

Интересно,что в России,где гололед представляет реальную опасность, до недавнего времени не было четкой системы его предупреждения. Единственный город, в котором службы ЖКХ уже не первый год применяют действительно эффективные технологии, -Москва. Столичные коммунальщики перенесли на российскую почву все лучшее, что применялось для борьбы с зимней скользкостью на Западе. Основная идея – не устранение последствий, а предупреждение. Т.к. профилактика гололеда – это единственное, что эффективно работает. В прошлом году гололед создал почти полуторамесячный транспортный коллапс в северной столице. Чиновники, отвечающие за питерское ЖКХ, были отправлены «вязать носки». В течение длительного времени была блокирована трасса М4 «Дон». В Москве при тех же погодных условиях было обеспечено рабочее движение, хотя загруженность дорог здесь на порядок больше.

Реагент – ничто, технология – все

Постепенно ситуация меняется. Многие регионы в этом сезоне начали закупать новую технику для борьбы с гололедом. Однако техника без технологий и регламентов работать не сможет. Система предупреждения гололеда строится на трех китах: точный прогноз, строгая дозировка и своевременная уборка. Точный прогноз погоды необходим, поскольку реагент должен быть нанесен в пределах четких временных рамок. Обработка должна быть произведена за час до снегопада. Иначе снег успевает прилипнуть к дороге. Кроме того, должна быть обеспечена строгая дозировка. Принцип «чем больше, тем лучше» не действует. В противном случае страдают экология, люди и животные. И, наконец, после применения реагента образовавшуюся на дороге кашу необходимо сразу же убрать. Иначе через некоторое время все замерзнет снова.

Столица использует несколько типов реагентов. Большинство из них содержит хлористый кальций. При соблюдении технологии эти реагенты не только эффективны, но и безвредны. Поэтому все разговоры о вреде соли – это разговоры о неправильных технологиях ее применения. В этом году в ряде регионов уже отмечены громкие массовые аварии, вызванные гололедом. Этого легко можно было бы избежать, если бы сегодня действовал по образцу столичного единый для всех регионов регламент. Что касается инфраструктуры – баз распределения реагентов и системы управления, ее можно создать за несколько месяцев. В Саратове, Краснодаре и Ульяновске профилактические средства предупреждения зимней скользкости уже взяты на вооружение. Процесс перехода на новую технологию в других регионах идет медленно – еще сильны стереотипы коммунальщиков. Поэтому без гололеда как одной из основных причин тяжелых ДТП в России в этом сезоне нам не обойтись.

Роман Корнилов