София МОРЖОВА
Первая служба доверия появилась еще в столице СССР в начале 80-х. С тех пор разного рода «доверительные линии» – против коррупции, СПИДа, терроризма и т.п. – вырастают в нашей стране как грибы после дождя. Недавно вот в Ульяновске заработал новый телефон доверия с общероссийским номером. Это психологическая помощь детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Звонок на этот номер является, конечно же, бесплатным и анонимным. Детский телефон доверия работает круглосуточно и организован на базе уже существующей линии экстренной помощи Центра «Семья». Это стало возможным благодаря общенациональной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми, проводимой Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Реклама этой организации, существующей, кстати, преимущественно на бюджетные деньги, активно идет по телевидению. А есть ли статистика эффективности заботы о детях в масштабах всей страны?
Новый телефон, по замыслу его организаторов, может просветить практически по любому поводу. Взрослым – как правильно воспитывать ребенка (этакая говорящая реинкарнация доктора Спока), детям – как защититься от жестокого обращения с ними взрослых и сверстников (вот он, возможный простор для ребячьего ябедничества и сведения счетов). А еще любой сознательный гражданин, столкнувшийся с негативным отношением к детям, волен позвонить сюда по поводу чужого ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, описать факты (как они ему представляются, скажем, из-за стены), даже назвать адрес. Тогда специалисты тоже начнут вникать. В общем, как говорил один великий автор афоризмов, «бди!», и детское счастье накроет страну желтыми пушистыми крыльями…
– Для конструктивного звонка на телефон доверия ребенок должен быть достаточно зрелым, – полагает кандидат психологических наук Светлана Гунбина. – Чтобы правильно оценить положение вещей, роль родителей или сверстников, свою роль. Скорее всего, это возможно только с появлением самосознания, то есть где-то с подросткового возраста. Дети младше будут даже не способны правильно понять полученный совет. К тому же, при любой работе с детьми совет психолога вообще должен быть практически безупречен. Но это проблематично из-за того, что очень трудно сразу вникнуть во все нюансы излагаемой по телефону ситуации. К тому же, существует и некоторая опасность возникновения «синдрома Павлика Морозова»…
Так почему же в России в последнее время так полюбили телефоны доверия? Не потому ли, что неэффективная чиновничья система таким образом просто перекладывает ответственность за жизнь каждого человека на него самого? Мол, не можем коррупцию искоренить – ждем помощи от населения. Дескать, развивать «социалку» дорого, и всё – от садиков до вузов – по-прежнему стремится быть платным, а реально улучшить жизнь в стране затруднительно, зато вкладывать в добрые советы вполне доступно. Потому что советовать в принципе легче. У тебя проблемы – так получи совет, и будь таков. То бишь, «исцелися сам». Не правильнее ли было бы усиленно работать не над возможностью пожаловаться, а над уменьшением количества поводов к таким звонкам? Исключить, так сказать, само понятие «трудных жизненных ситуаций», прилагая все усилия к повышению качества нашей жизни? Или, когда нет обделенных детей, появляются обделенные и безработные взрослые?!