Чем больше времени проходит, тем «громче» вздохи по утраченным культурным ценностям, «горше» слёзы по разрушенным вандалами-большевиками храмам, тем тяжелее и дороже крестики на груди, которые мы выставляем на всеобщее обозрение. Словно количеством «золотых» граммов в них можно измерить истинное отношение к Вере. Сегодня «модно» ходить в православных, заглядывать в церковь, ставить толстущие свечи и даже принародно осенять себя крестным знамением. А выйдя из храма Божия мимоходом кого-то обхамить, обидеть нищего, сирого и убогого и привычно взяться за старое: обворовывать, блудить, пьянствовать …

За показушным отношением к Вере зачастую кроются лукавство и цинизм. Давайте оглянемся вокруг себя. Сколько вокруг нас брошенного под ноги поистине бесценного культурного наследия, прекрасных творений рук наших предков. Одни идут под нож бульдозера, чтобы освободить место под очередной бутик, супермаркет или просто автостоянку. Другие рассыпаются в прах на наших глазах от равнодушного к ним отношения и под тяжестью времени. Третьи растаскиваются «по камешку, по кирпичику».

Остановлюсь на одном-единственном примере.

Проект Коринфского, собственность Анненковых

Совсем недавно прокуратура Инзенского района обеспокоилась судьбой некогда самого крупного в уезде православного трёхпрестольного пятиглавого храма – церкви Живоначальной Троицы, что возле села Пятино.

Основанное в середине 17 века как казачья слобода село позднее являлось бывшим родовым имением дворян Анненковых. Это был славный род, давший чиновников самых различных рангов, предпринимателей, общественных деятелей. Представители рода Анненковых вплоть до известных событий начала 20 века владели многочисленными землями почти во всех уездах Симбирской и соседних с ней губерний.

Каменный храм Живоначальной Троицы был заложен в 1823 году Анной Ивановной Анненковой (урождённой Якоби) в память о покойном муже Александре Никоноровиче и «во искупление грехов» своего сына-декабриста Ивана Александровича Анненкова (1802-1878 годы). Он, как известно, входил в состав Северного общества и был впоследствии приговорён к 20 годам каторги в Сибири.

Достоверно установлено, что в июле-августе 1825 года, то есть за полгода до восстания на Сенатской площади, мятежный сын со своей невестой Прасковьей Егоровной Анненковой (урождённой Полиной Гебль) провёл некоторое время в имении своих родителей в Пятино.

Полагают, что проект храма принадлежит известному архитектору Михаилу Коринфскому и предназначался в качестве проекта Троицкого храма на Соборной площади Симбирска. Но был продан Анне Ивановне Анненковой по её настоятельной просьбе.

Вернёмся, однако, к дням нашим скорбным.

Заботу о храме взяли через суд

Храм был объявлен объектом культурного наследия как памятник истории и культуры регионального значения, поставлен на государственную охрану решением Ульяновского облисполкома от 12 февраля 1990 года.

С тех пор минуло более 20 лет. И что же? Церковь на учёт не поставлена, является бесхозной и, соответственно, собственника не имеет. Не надо объяснять, что она разрушается и настанут такое время, когда как памятник истории и культуры храм будет утрачен.

Вы спросите: «А причем здесь прокуратура?» По закону обязанности сохранения памятников истории и культуры несут поселения, на территории которых такие памятники находятся. В нашем случае это Валгусское сельское поселение, обладающее правами юридического лица и, следовательно, правами постановки на учёт бесхозного недвижимого имущества, коим является храм Живоначальной Троицы.

Как вы, наверное, уже поняли, все эти годы администрация поселения не утруждала себя ни вступлением в права собственника, ни постановкой объекта на учёт, ни, тем более, его сохранностью. Прокуратура, естественно, обратилась с иском в суд. Теперь поселению, пусть и в принудительном порядке, придётся взять на себя заботу о храме. И очень хочется, чтобы этот урок усвоили другие.

Сергей Тихонов