Традиции садоводства на ульяновской земле имеют богатую историю и насчитывают более трёх веков. В каком состоянии садовые хозяйства в наши дни? Есть ли у них перспектива? Об этом пойдет наш разговор сегодня.

Для начала коснемся истории. В результате сильных морозов 1978-1979 гг. ульяновские сады вымерзли более чем на шести тысячах гектаров. Число колхозных и совхозных садов сократилось до 75, валовой сбор продукции упал в 5 раз. Перестройка породила новые трудности, связанные с уменьшением капиталовложений в отрасль, удорожанием техники, удобрений, электроэнергии, слабостью перерабатывающей промышленности. В нашу страну потоком хлынула импортная плодовая продукция.

Упадок промышленного садоводства какое-то время и очень немного компенсировался общественным садоводством. В 1992 году под коллективными садами было занято 8,4 тыс. га при 368 садоводческих обществах и около 20 тыс. дачных участков. В 2000 году в Ульяновской области было собрано примерно 25 тыс. тонн плодово-ягодной продукции. О садах словно забыли. Правда, в последнее время к ним вновь повернулись лицом.

К садоводам повернулись лицом

Вопреки всем трудностям, в регионе насчитывается 163 тысячи садовых участков. Их, несомненно, может быть гораздо больше, если проблемы садоводов получат решение.

Впору сказать о том, что уже сделано. Начали с подбора кандидатуры на должность специалиста по вопросам садоводства. В 2007 году Минсельхоз региона провёл конкурс, победителем которого стала Наиля Федорычева. Она кандидат сельскохозяйственных наук, имеет специальное образование, научно-практический опыт и, что очень важно, опыт работы в земельно-имущественном комплексе и является одним из разработчиков документов по так называемой дачной амнистии.

Одновременно с этим во всех районах были назначены специалисты по взаимодействию с садоводческими объединениями. Налажена работа «прямой линии» по проблемам ведения садоводства. Дают результаты совместные рейды с представителями областного Союза садоводов и заинтересованных ведомств.

Вместе с тем, говорить о каких-то существенных сдвигах пока рано. Взять, хотя бы, вопросы обеспечения охраны товариществ и поддержания правопорядка на их территории. Взаимодействие с правоохранительными органами, вроде бы, налажено. По крайней мере, есть План совместных действий правительства области, Союза садоводов и регионального УВД. Организовано патрулирование садоводческих обществ мобильными группами ОВД. Назначены ответственные за поддержание правопорядка сотрудники. В садоводческих товариществах на информационных стендах размещены телефоны «горячей линии». Один за другим ликвидируются нелегальные пункты приёма цветных металлов. Решено, что в пригородной зоне маршруты патрулирования нарядов милиции в весенне-осенний дачный сезон будут максимально приближены к местам расположения дачных участков. Насколько действенными окажутся принимаемые меры, время покажет.

Инвентаризация садов

Не теряет своей остроты проблема целевого использования садоводами земельных участков. В ходе инвентаризации садоводческих массивов установлено, например, что из выделенных для организации садовых обществ земельных участков около 40% находятся в удовлетворительном состоянии, то есть имеют инфраструктуру и обрабатываются. Около 20% практически заброшены. Об оставшихся 40% не упоминается вовсе: что стало с этими землями, приходится только гадать.

Отметим один момент. Инвентаризацию проводили только те садоводческие общества, где есть председатели и «дееспособное» правление. Получается, что есть садоводческие общества без председателей и правления? Это что-то новенькое. Речь, скорей всего, идёт о руководителях, которые не работают надлежащим образом.

Приходится с горечью повторять уже однажды сказанное нами. Администрация районов в помощи садоводам, вроде бы, не отказывает, но и существенного содействия … не оказывает. Тот факт, что за два последних года оборот садовых участков увеличился на 30%, ни утешением, ни оправданием служить не может. Получается, что до тех пор, пока не будет активной работы правлений при жёстком муниципальном контроле, говорить о решении проблемы не приходится.

Помимо этого посещения губернатором области Сергеем Морозовым садоводческих товариществ показали, что садоводы хотели бы получать поддержку в плане ремонта и восстановления инфраструктуры – дорог, водоснабжения, линий электропередач. Встаёт вопрос о необходимости газификации садоводческих товариществ.

Транспортное обеспечение дачников

Понятно, что копившиеся годами, а то и десятилетиями проблемы в один миг не решить. На контроль берутся, в первую очередь, самые насущные вопросы. Один из них касается транспортного обеспечения. На выделенные из областного бюджета средства отремонтированы и восстановлены пять железнодорожных платформ для посадки-высадки пассажиров-садоводов. Эти платформы Управление железной дороги намеревалось попросту списать по причине их аварийного состояния и малого пассажиропотока. Теперь они восстановлены и переданы на баланс муниципальных образований.

Постепенно расширяется сеть садоводческих маршрутов, которых сегодня насчитывается 59, это в три раза больше, чем в 2008 году. Идёт замена старых автобусов на новые и более комфортабельные машины. Маршруты согласованы и утверждены с учётом пожеланий садоводов.

Но проблемы в транспортном обеспечении дачников сохраняются. Особенно в части низкой плотности расписания автобусов и малого количества льготных рейсов. Дело в том, что в 2009 году произошло сокращение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на услуги общественного транспорта для федеральных льготников. Понятно, что такую меру льготники восприняли неоднозначно, в большей степени отрицательно, однако, повлиять на ситуацию не в их силах.

Предоставление проездных билетов для получения компенсации за проезд на садово-дачные массивы коснулось садоводов и граждан, обрабатывающих совместно с ними участки, имеющих пенсию или среднедушевой доход ниже 150% величины прожиточного минимума, установленного в расчёте на душу населения в Ульяновской области. Мера это вынужденная и при возможности будет отменена.

Что касается граждан, которые временно не работают, так как попали под сокращение, они получают такую компенсацию вне зависимости от прежней оплаты труда.

Куда деть излишки продукции?

Вопросом из вопросов остаётся оказание помощи садоводам в реализации излишков продукции и снабжения продовольствием жителей региона. Он тем более насущный, что обеспеченность плодово-ягодной продукцией собственного производства составляет у нас не более 30% от минимально необходимого количества.

Для его решения по линии потребительской кооперации предусмотрена организация и развитие сети заготовительных пунктов, закупка излишков сельхозпродукции у населения, в том числе у садоводов. Вопрос обсуждался на различных совещаниях с участием глав МО, руководителей предприятий «пищёвки» и переработки. Но только обсуждался, потому как остаётся не более чем благим пожеланием.

Помимо этого для садоводов и огородников выделяются специальные места на ярмарках выходного дня. В районах действуют мини-рынки. Заключены договоры с ведущими питомниками области на поставку саженцев и рассады для реализации на рынках и напрямую в садоводческих товариществах.

Предоставление средств из областного бюджета на реализацию программы развития садоводства в регионе уже видится реальным шагом. Приказом Минсельхоза области создана комиссия для организации отбора садоводческих обществ, которые могут претендовать на получение субсидий. «Конкурсанты» поставлены в известность о том, что субсидии предоставляются при условии оплаты ими расходов на строительство дорог и подъездных путей с твёрдым покрытием, водоснабжение с бурением и обустройством скважин, электроснабжение с возведением линий электропередач. Отбор проводится в два этапа. Для участия в нём садовые общества представили 18 пакетов документов от 23 садоводческих объединений, расположенных в Чердаклинском, Тереньгульском, Ульяновском и Старомайнском районах. По итогам комиссии отбор прошли 13 садовых обществ, из 10 – второй этап. Сумма субсидий составляет 4,7 миллиона рублей или 98% от вложенных садоводами затрат.

В правительстве области заверяют, что вопросы поддержки и развития садоводства в регионе держат на постоянном контроле. Остаётся ждать результатов. Тем более что следующий год объявлен Годом садовода.

Виктор Никитин