В Ульяновске ищут методы борьбы с неисполнительностью госслужащих.

В Ульяновской области собираются возродить «доску позора» для чиновников, а также делать провокационные обращения с целью повышения исполнительности сотрудников облправительства. В региональном кабмине меры считают правильными, хотя рядовые чиновники ими недовольны. Эксперты сомневаются в правомерности предложенных методов.

Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов высказал на заседании облправительства недовольство неисполнительностью чиновников и рекомендовал руководителям подразделений «готовиться к серьезным внушениям». «Сколько еще можно терпеть плохую исполнительскую дисциплину? Мы даже были вынуждены первыми в России ввести административную ответственность должностных лиц за неисполнительность в размере от 3 до 5 тысяч рублей, но только почему-то эту статью никто не применяет», — отметил глава региона. Он предложил «вернуться к хорошему начинанию — электронной «доске позора» на сайте облправительства», где будут вывешиваться фамилии чиновников-нарушителей с указанием взыскания и конкретных причин наказаний, «чтобы видели дети, родственники и друзья».

Директор государственно-правового департамента Алексей Преображенский отметил, что с июля на чиновников не было составлено ни одного административного протокола, и предложил в целях повышения исполнительской дисциплины издать распоряжение губернатора, в котором среди ряда дополнительных мер «ввести так называемые контрольные закупки». «То есть через определенных лиц делать так, будто обращаются граждане, и отслеживать, насколько качественно оказываются госуслуги, выявлять нарушения».

Следует отметить, что «доска позора» уже вводилась по инициативе Сергея Морозова в 2007 году. Сначала ссылка на нее находилась на главной странице правительственного Интернет-портала, однако через некоторое время перекочевала на дальние страницы, после чего была забыта, хотя изредка обновлялась (до 1 января 2010 года). В августе этого года господин Морозов вновь возвращался к идее «доски позора» на новом уровне, предлагая размещать информацию о неисполнительных чиновниках на плазменной панели в холле здания облправительства, однако предложение так и не было реализовано.

Комментировать возрождение «доски позора» чиновники отказываются, однако в кулуарах отмечают, что «качество госуслуг и исполнительность от этого не повысятся, зато будет множество обид и общее ухудшение психологической обстановки».

Вице-премьер облправительства Светлана Опенышева считает, что «исполнительская дисциплина и так на должном уровне», но «доска позора» «нужна как инструмент обеспечения прозрачности власти». «Контрольные закупки», по ее словам, «уже проводятся, и они нужны, поскольку позволяют отследить недостатки технологии административного регламента». «В то же время чиновники, боясь такой «закупки», стараются делать все так, как надо», — добавила вице-премьер.

Адвокат Межреспубликанской коллегии адвокатов (Москва) Людмила Мороз сомневается в «правомерности подобных методов»: «Законодательством такие меры не предусмотрены, и это уже повод к тому, чтоб оспорить их в суде. Кроме того, поскольку «доска позора» в Интернете — это публичное распространение информации, чиновник в праве будет подать иск в суд с требованием защиты чести и достоинства и компенсации морального вреда». Госпожа Мороз также отметила, что «сомнительна и законность «контрольных закупок». «В правоохранительных органах провоцирование человека на нарушение запрещено, и в цивилизованных государствах это является основанием для освобождения от ответственности. Полагаю, и в этом случае обвиняемый в неисполнении чиновник при желании сможет оспорить решение своего начальства», — отметила адвокат.

Сергей Титов