Там, где красноармейцы по-пролетарски «гуляли», теперь промышленный центр.
Первое, что бросается в глаза, когда подъезжаешь к станции Красный Гуляй – вереница различных предприятий и заводов. Все вокруг бурлит, движется, меняется. Ощущение такое, что жизнь здесь бьет ключом, словно в крупном районном центре.
На работу – как на праздник
Начальника станции Красный Гуляй Валентину Бугеро, которая должна находиться в отпуске, я застал на рабочем месте. Забежать на станцию, помочь разобраться в накопившейся документации для Валентины Петровны дело привычное, да и живет она в считанных метрах от станции.
А между тем, уже с утра кабинет начальника станции «штурмуют» посетители, в большей массе – грузополучатели. Каждый в нетерпении переминается с ноги на ногу в ожидании своей очереди подачи вагонов под погрузку и выгрузку. Замечаю, что некоторые стоят с букетами цветов – оказывается, накануне Валентина Петровна отпраздновала день рождения. Поистине получается: на работу – как на праздник.
– С тех пор как в 2000 году заступила на должность начальника станции, темп работы не снижается, – едва успевает перекинуться со мной парой фраз вчерашняя именинница. – Мы даже кризис не почувствовали, потому как погрузка не снижается. Среднесуточный показатель – 47 вагонов.
Валентина Петровна за станцию болеет душой и потому кажется удивительным тот факт, что родилась и выросла она не здесь, а в Башкирии. В 1980 году окончила Уфимский техникум железнодорожного транспорта и получила направление в Ульяновск. С тех пор работает на станции Красный Гуляй и на мой провокационный вопрос отвечает, что не променяла бы ее ни на какую другую станцию на своей малой родине.
В награду за труд в 2007 году указом Президента РФ Валентина Бугеро была награждена медалью «За развитие железных дорог».
В семье Валентин ы Петровны все железнодорожники. С мужем – машинистом эксплуатационного локомотивного депо Ульяновск-Центральный она познакомилась в Красном Гуляе. Мать Валентины Петровны работала товарным кассиром на станции Ишимбай Башкирского отделения дороги, но, как ни странно, не она, а подруга повлияла на профессиональный выбор будущего начальника станции. И по иронии судьбы, подруга впоследствии расхотела стать железнодорожницей, а Валентина Петровна, напротив, нашла здесь свое призвание.
– Коллектив у нас в последнее время значительно обновился, – сообщает мне Валентина Петровна, – представьте, только из шести дежурных по станции четверо – молодые работники в возрасте 22 лет – все, можно сказать, вчерашние выпускницы СамГУПС. В штате на сегодняшний день числится 21 человек. Среди них есть и старожилы, у которых молодежь перенимает опыт. Это дежурный по станции Надежда Владимировна Яргунова, составитель поездов Владимир Михайлович Дмитриев, осмотрщики вагонов Владимир Иванович Вихрин, Василий Иванович Купырин, Владимир Александрович Анисимов. У каждого из этих работников за плечами несколько десятков лет работы на станции.
Пролетарская родословная
Станция Красный Гуляй, расположенная на трассе Ульяновск – Сызрань, находится в 31 км к северо-западу от районного центра.
– Свое название станция получила благодаря располагавшейся здесь деревушке Гуляйчик, – рассказвает Валентина Бугеро. – По местной легенде, во время гражданской войны здесь часто останавливались красноармейцы. Они отдыхали, пасли коней и по-пролетарски гуляли. Так размашисто гуляли, что их веселье осталось и в памяти народной, и в названии станции.
Более 10 лет Красный Гуляй был глухим бесперспективным захолустьем. С началом прокладки железнодорожной линии Ульяновск – Сызрань вблизи Красного Гуляя возник временный поселок строителей, а затем и разъезд. Состоял он из нескольких деревянных казарм и землянок.
Выгодное расположение на железнодорожной линии и наличие в окрестностях строительных полезных ископаемых способствовали развитию станции. Еще во время прокладки железнодорожного полотна здесь началась добыча щебня. Затем в Красном Гуляе возникли другие предприятия, что привело к росту населения и жилищного строительства. Разъезд превратился в железнодорожную станцию со значительным грузооборотом.
Сегодня основными промышленными предприятиями в Красном Гуляе, влияющими на показатели станции, являются ОАО «Кварц», ОАО ГОК «Ташлинский», ОАО «Торговый Дом», ООО «Симбирские стройматериалы», завод «Хенкель».
Немецкая слобода
Знаменательным событием 2010 года для станции Красный Гуляй стало открытие на ее территории немецкого завода «Хенкель» по изготовлению строительных смесей.
– Заявку на строительство немецкая компания подала в 2007 году, – говорит Валентина Бугеро. – Одним из условий для проектирования было строительство дополнительного восьмого пути, а для выставки вагонов было предусмотрено оборудование стрелок 21/23 и 19 с включением в централизацию. В связи с невозможностью размещения проектируемых устройств на существующий пульт-табло в помещении дежурного по станции установили новый, светодиодный пульт – первый в Ульяновском регионе.
«Ноу-хау» техники мне продемонстрировал дежурный по станции Владимир Назаров, он работает на станции третий год.
– Светодиодный пульт ярче и экономичнее, – лаконично отметил он его главные преимущества. – А в остальном принцип работы тот же.
С вводом в эксплуатацию завода «Хенкель» увеличилась погрузка на станции – в среднем на 70 вагонов в месяц, и это только начало, так как в будущем завод планирует увеличить обороты выпускаемой продукции.
Песчаные берега
Однако как выяснилось, не «Хенкель» делает погоду на станции.
– Лидерами по погрузке являются предприятия по производству кварцевого песка – ОАО «Кварц», Ташлинский ГОК (горно-обогатительный комбинат), – отмечает начальник станции. – Кстати, если поторопиться – можно успеть на маневровый тепловоз, он как раз идет на путь пользования ООО «Симбирские стройматериалы» для уборки груженых вагонов кварцевым песком в «Ташлинский ГОК».
Через несколько минут мы уже сидели в маневровом поезде под управлением машиниста Анатолия Ильина – коренного жителя Красного Гуляя и железнодорожника с 30-летним стажем работы.
В ГОК погрузка шла полным ходом, цементовозы наполнялись песком из объемных резервуаров. Подачей – уборкой, а также сцепкой и прицепкой вагонов руководил составитель поездов Рамиль Фахрутдинов.
– В ГОК «Ташлинский» ежесуточно грузится около 20 вагонов кварцевого песка, – рассказыват Рамиль. – Здесь кварцевый песок очищается, сушится, проходит через магнитное оборудование и выходит очищенным, высокого качества. Отправляют его по всей России, но основные пункты назначения – это станции Черниковка и Салават.
– За октябрь ГОК «Ташлинский» отгрузил 374 вагона песка, – добавляет Валентина Бугеро, наблюдая, как доверху наполненный вагон прикрепляют к составу. – А вообще, за 9 месяцев погрузка по станции Красный Гуляй к плану составила 111 процентов. Надеемся, что темпы работы будут постоянно увеличиваться.
Александр Савенков