Наталья Иост:- У нас один общий вопрос для экспертов. Есть четыре сектора общественных отношений: государство, бизнес, гражданское общество, СМИ. Как, на Ваш взгляд, между этими силами распределяется влияние в современной России?

Исаак Гринберг: – Сегодня власть монополизировала абсолютно все, что можно и что нельзя. По сути, как она хочет, так и делает, не считаясь с обществом и не прислушиваясь к мнению оппозиции.

Возможно, только средства массовой информации имеют некоторое влияние. Так как власть стремится утвердиться и доказать свою состоятельность с помощью пиара в СМИ, поэтому она и вынуждена реагировать на негативную информацию в различных источниках. Но СМИ, в большинстве своем, все же карманные.

Что касается гражданского общества, то его практически нет. Я понимаю под гражданским обществом совокупность независимых объединений, которые осуществляют контроль за властью. Но если государство платит гранты тем или иным организациям, то, получив деньги из рук власти, они перестают быть независимыми и теряют смелость высказывать свое несогласие. Много ли нам известно общественных организаций или отдельных людей, которые могли бы себе позволить критику?

Хотя, несомненно, такие люди есть. Если брать Ульяновск, то например, Владимир Ефимов председатель правления движения «За достойную жизнь». Это достойнейший и смелый человек, который ничего не боится и всегда говорит правду. Или Геннадий Антонцев. Он и молодой, и смелый, один из тех немногих, который вопреки всем препятствиям со стороны власти, был избран в Городскую Думу. Но таких людей немного, а если и есть, то они не сплочены. Ведь бич современного российского общества в его разобщенности. Наши люди не объединены, каждый сам по себе. Некоторые еле сводят концы с концами, некоторые живут в трущобах, остальные пьют и теряют человеческий облик – таким людям не до объединения и не до гражданского общества.

– Но если государство вполне может контролировать гражданское общество, из-за слабости второго, то, что Вы можете сказать об отношениях власти и бизнеса?

– В большинстве случаев, наш бизнес прикормлен. Бизнесменам опасно критиковать власть, поскольку завтра же к ним придут представители каких-нибудь контролирующих организаций с проверками и т.д. В итоге им проще молчать и платить взятки.

Кроме того, власть тесно срослась с крупным бизнесом. А ведь неоднократно даже президент Медведев заявлял о том, что эти силы следует отделять друг от друга. Но это разделение – лишь формальность.

Когда-то я писал открытое письмо губернатору, которое было опубликовано в «Симбирском Курьере». Хочу напомнить его содержание, так как оно актуально применительно к заданному вопросу. Я писал о том, что знаю хозяина одного из Заволжских рынков по имени Прокин Федор Григорьевич; и знаю министра здравоохранения тоже по имени Прокин Федор Григорьевич. Это один и тот же человек или это разные люди? И если это один и тот же человек, тогда Вам, Сергей Иванович, нужно прислушаться к президенту, который требует отделить власть от бизнеса, и освободить Прокина от должности министра. Но его не освободили и теперь уже не известно когда освободят. А в итоге областной бюджет потерял несколько десятков миллионов на афере с ангиографом. Поэтому я и считаю, что должно строго выполняться требование: или ты во власти, или ты в бизнесе – одно из двух.

-В целом Вы описали достаточно пессимистичную картину. Каковы тогда Ваши прогнозы на дальнейшую перспективу и можно ли как-то улучшить ситуацию?

– Мне искренне хочется надеяться на хорошее будущее. Мне очень хочется, чтобы гражданское общество встало на ноги, но я все больше сомневаюсь в этом. Сегодня наша страна находится на 148 месте в мире по степени некоррумпированности. Мы позади всех основных государств. После нас такие страны, которые и на карте-то сложно найти. Коррупция – это главная беда России. Именно из-за нее развалены экономика, образование, медицина, оборона. И единственный путь победить коррупцию – это построить гражданское общество. Но нужно ли оно государству? Очевидно ведь, что нет! Власть сегодня думает только о своем кармане. А если гражданское общество начнет контролировать власть, то пострадает в первую очередь чиновник. Нашей власти не нужно гражданское общество! Это против власти!

И я ведь даже знаю, что будет со страной при такой неэффективной политике. Государство лет через 20 просто перестанет существовать. Нас сначала спросят:- а зачем нам Курильские острова? Давайте отдадим их японцам, они нам денег заплатят, хватит и на повышение пенсий и на зарплаты бюджетникам. Потом скажут:- а зачем Калининград, ведь это исконно германская территория, да и Северный Кавказ много проблем доставляет. И так далее. В итоге, в жажде наживы и сплошной безнаказанности страна развалится, и я в этом абсолютно убежден!