Ульяновская область намерена стать первым регионом в стране, где бюджетирование, ориентированное на результат, будет внедрено в полной мере.

9 декабря ульяновские чиновники отметили свой профессиональный праздник, учреждённый в регионе два года назад. В России аналогов такого торжества нет. Впрочем, директор департамента государственной и муниципальной службы облправительства Татьяна Морозова считает, что её подчинённые выделяются не только этим. По её словам, в Ульяновской области реализуется ряд новаторских программ и проектов, а опыт наших госслужащих перенимают соседи по ПФО. Подробнее об этом Татьяна Морозова рассказала в беседе с «УП».

– Татьяна Владимировна, говорят, качественную работу госслужащих люди обычно не замечают, а вот в каких-то недоработках чиновников винят сразу. Не обидно?

– Я возглавляю департамент с мая этого года, но уже успела заметить: хоть порой и говорят, что госслужба инертна, но зачастую сложные управленческие решения здесь принимаются намного быстрее и грамотнее, чем, например, в бизнесе. Государственная и муниципальная служба – это специфическая сфера деятельности. Ей характерна жесткая регламентация, подчинение распорядку, необходимость иногда подчинить своё мнение интересам коллектива, и не каждый человек к этому готов. Мы понимаем, что есть люди, которые будут более эффективны в других сферах, и поэтому большое внимание уделяем кадровой политике.

– Ваш департамент можно по праву назвать «кузницей кадров», под вашим началом – все чиновники региона. Чего от вас ждёт руководство области?

– Губернатор уже неоднократно повторял, что задача органов исполнительной власти и местного самоуправления – вывести наш регион на лидирующие позиции не только в ПФО, но и в стране. Мы же понимаем: чтобы выполнить эту задачу, области нужен определённый кадровый состав государственных и муниципальных служащих. С учётом того, что мы испытываем определённый кадровый голод, это дело не из простых.

– Неужели мало желающих работать в госструктурах?

– Желающие есть, проблема в другом. Отличительной особенностью государственного и муниципального управления является то, что законами прописываются жесткие требования к современному чиновнику. На государственную службу принимают лиц, отвечающих определенным квалификационным требованиям. Например, уровню образования, опыту работы, знаниям и навыкам, необходимым для исполнения профессиональной служебной деятельности. Это что касается нормативных требований. Но кроме этого есть и морально-этические требования: при любом государственном устройстве в органах власти должны работать люди достойные. Дело в том, что гражданин, поступающий на государственную службу, несет высокую ответственность за выполнение своих должностных обязанностей и принимаемые решения. Он должен быть исключительно порядочным человеком и поэтому для государственного служащего установлены требования, которые предъявляются к его служебному поведению. А с принятием Национального плана противодействия коррупции и реализации новой программы реформирования госслужбы их стало больше.

В этом плане бизнесу намного проще подбирать и обучать людей. Вот почему перед кадровыми службами в настоящее время стоят две задачи: максимально привлечь в ряды чиновников людей, соответствующих нашим требованиям – неравнодушных к нуждам населения, мобильных, с разносторонними знаниями и интересами, а также развить потенциал тех, кто уже состоит на госслужбе. Поэтому в 2010 году в рамках пилотного проекта в ПФО была разработана программа «Формирование стабильного кадрового состава на государственной гражданской службе Ульяновской области».

– Не опасна ли «стабильность» для госслужбы? Так недолго расслабиться и пустить работу на самотёк…

– Нет, речь не об этом. Под стабильностью мы понимаем формирование такого кадрового состава, который при изменении внешних условий, при смене руководства работает с одинаковой эффективностью. А это очень важно. Поэтому в рамках данного проекта мы определили приоритетные направления работы на следующий год. Во-первых, это повышение эффективности оплаты труда государственных и муниципальных служащих. Иными словами, зарплата чиновников будет зависеть от результатов их работы. Мы понимаем, управленческий труд сложно оценить. Но есть определённые показатели, на которые мы будем ориентироваться. Смысл введения такой системы – дать руководителям структурных подразделений реальный механизм воздействия на подчинённых и повысить качество оказания госуслуг. Со второго квартала 2011 года мы рассчитываем апробировать её на аппарате правительства. Если она себя оправдает, мы будем первым регионом в стране, где бюджетирование, ориентированное на результат, будет внедрено в полной мере. Следующее направление нашей работы – формирование резерва кадров. Про него очень много говорится, но он пока не сформирован. Между тем кадровый резерв – это наш стратегический запас и он создаёт конкурентную среду, потому что каждый чиновник будет знать: есть человек, которого мы готовим и который при его увольнении сразу сможет занять его освободившееся место. Это также будет повышать эффективность работы. Кроме того, в следующем году мы планируем обратить особое внимание на развитие корпоративной культуры и новую систему повышения квалификации госслужащих, когда будут учитываться профессиональные потребности каждого сотрудника.

– Армия ульяновских чиновников велика?

– Наш регион имеет наименьшую численность государственных гражданских и муниципальных служащих в ПФО. Так, в Пензе, которая сопоставима с нами по размеру территории и по количеству населения, трудятся порядка 1600 государственных гражданских служащих. У нас их 1400, при этом, согласно Указу Президента РФ о программе по реформированию государственной службы, мы сокращаем их количество ещё на 70 человек.

– С какой целью будет проводиться ротация кадров?

– Есть две основных цели ротации кадров в рамках «президентской» программы: обеспечить профессиональное развитие через изменение функциональных обязанностей и противодействовать коррупции – не дать чиновнику «обрасти» недолжными связями.

– В нашем регионе уже в третий раз отмечают День государственного и муниципального служащего. История праздника весьма примечательна. Как вы считаете, в современном мире такая история могла бы повториться?

– Конечно, Михаил Васильевич Лебедев, симбирский чиновник, который во всём отказывал себе, а в конце жизни на накопленные деньги построил сиротский приют, был удивительным человеком. Но благотворительность не чужда и нам, она сопровождает всю нашу деятельность. Все государственные и муниципальные служащие вносят свой вклад в акцию «Помоги собраться в школу» – отчисляют дневной заработок. К Новому году мы собираем подарки для детей из малообеспеченных семей, через «Почту России» оформляем подписку на детские журналы, собираем деньги на памятники землякам.

– Каким, по вашему мнению, должен быть чиновник в современной России?

– Инициативным. Открытым. Четко исполняющим законы. Умеющим работать в команде, и, если того требует дело, принимать собственные решения. Оперативно ориентирующимся в информационном, правовом и экономическом пространстве собственного региона и обладающим знаниями российской и мировой государственной практики.

– Чего бы вы пожелали коллегам?

– На свою должность я пришла из Поволжской академии госслужбы, где преподавала управленческие дисциплины. Возглавив департамент, я сделала определённый шаг. Мне было интересно перейти от теории к практике. И теперь я знаю, какой уровень задач стоит перед госслужащими, и могу сказать, что степень ответственности здесь гораздо выше. Учитывая всё это, хотелось бы пожелать всем государственным и муниципальным служащим достойной цели впереди, верных друзей рядом и надежного тыла в виде семьи. И, конечно же, оптимизма.

Сергей Морозов, губернатор Ульяновской области:

Год от года растут и предъявляемые к государственным служащим требования. Госслужащий должен быть не просто профессионалом в своем деле. Он должен соответствовать требованиям современности: владеть информационными технологиями, иностранными языками, быть способным предлагать и принимать решения возникающих проблем. Большое значение придается и этической составляющей работы госслужащих. Они должны понимать, что от их работы напрямую зависит жизнь всего общества. Для государственного и муниципального служащего важно уметь работать с обращениями граждан, вникать в их проблемы и принимать в рамках своих полномочий все усилия для их решения. При этом главным руководством для госслужащего должны являться только интересы государства и общества. В любой ситуации работник отрасли госслужбы должен быть патриотом и верным закону.

Анастасия Ерёмина