В прошлом номере «Молодёжка» информировала жителей области о том, что при Госсовете Татарстана создаётся рабочая группа по подготовке изменений в Конституцию этого субъекта Федерации. Причиной стало заявление Председателя Генсовета Татарстана Фарида Мухаметшина о возможном присоединении к республике Ульяновской и Кировской областей.

С 2008 года в России было 89 субъектов Федерации, к 2010 году из-за укрупнений их стало 83. Идею о необходимости реформировать оставшуюся в наследство от СССР систему административно-территориального деления сейчас всерьёз рассматривают и реализуют федеральные власти. По словам всё того же Фарида Мухаметшина, указанная рабочая группа, которая, скорее всего, была создана по указанию Администрации Президента России, предполагает трудиться полтора года, и изменения в Конституцию Татарстана будут внесены только после президентских выборов в России весной 2012 года. Это и понятно. Социальную напряжённость в обществе перед выборами Кремль создавать не хочет. Однако не стоит забывать, что решения по образованию новых субъектов РФ зависят, прежде всего, от самих жителей субъектов, которые планируют объединить, так как принимаются они на референдумах. Новый регион должен получить название Казанский край. Пока этот вопрос обсуждают в Татарстане, мы решили спросить у ульяновских политиков, общественных деятелей и горожан о том, что они думают по вопросу объединения. Итак, нашим собеседникам мы задали всего два вопроса: как вы относитесь к инициативе создания Казанского края? Какие плюсы и какие минусы вы в этом видите?

Сергей Николаевич Ермаков, председатель Общественной палаты Ульяновской области:

– Я категорически против этой инициативы. Ульяновск – очень самодостаточный город, с богатой историей, здесь родилось и жило очень много великих людей. Когда-то именно Ульяновская область была главной в Поволжье, и в неё входила даже Самара. Присоединённый к чему-то, Ульяновск станет захудалым городком, все исторические традиции «размажутся», а это недопустимо и неприемлемо. Может сложиться ситуация, как в Западной и Восточной Германии после их объединения, когда росло возмущение из-за того, что более развитому региону пришлось содержать менее развитый.

Эмма Николаевна, пенсионерка:

– Я хочу благополучия себе и своим детям, и если объединение сделает регион лучше, то почему бы и нет?.. А вообще, я сама, родом из Татарии, и потому буду рада в любом случае.

Григорий Викторович Ка-ленов, депутат Ульяновской Городской Думы:

– Эта идея не приведёт к решению задач, которыми должна заниматься власть, а главная задача властей – делать жизнь людей комфортнее. Станет ли комфортнее, когда от населения будут удалены административные центры? Ведь в этой ситуации административным центром, скорее всего, будет Казань, расположенная в 300 километрах от нас… А какая система управления будет в Ульяновской области? Я против любых укрупнений и монополий не приемлю ни в чём.

Долинин Константин Александрович, Уполномоченный по правам ребёнка при Губернаторе Ульяновской области:

– Все объединения, укрупнения нужно проводить очень аккуратно, ведь они всегда будут восприниматься болезненно. Что касается этой инициативы, то пока аргументов «за» я не вижу, плюсов – тоже. Сначала нужно чётко понимать, кто хочет этой реформации, а потом уже обсуждать.

Владимир Петрович Дёмин, председатель Комитета по здравоохранению мэрии Ульяновска:

– Что касается здравоохранения, плюсов такое объединение не принесёт точно. Семинары и конференции между регионами по обмену опытом проводятся и сейчас, думаю, этого хватает. А в остальном мы достаточно самостоятельный регион и можем жить и развиваться, поэтому никаких плюсов в объединении областей я не вижу, только минусы.

Нина Владимировна Дергунова, политолог:

– К данной проблеме я отношусь достаточно сдержанно. Чтобы сформировать своё мнение, нужно знать цель этой инициативы. Даже если речь идёт не о поглощении, а об объединении, то будет создан принципиально новый субъект. Если уйти от этнического принципа, и если не будет этнической республики, то все равно эти три региона очень разные – по площади, по остальным показателям. У Татарстана больше экономический и культурный потенциал, а наш регион имеет меньший потенциал для развития. Кроме того, рядом с нами ещё несколько национальных республик. Создание Казанского края не решит национальных проблем, а может даже обострить их. Неизбежна также притирка региональной элиты, управленцев. Между тем, нельзя исключать, что это очередная «утка» для отвлечения населения от других проблем. Но в любом случае для объединения нужно проводить референдум, и окончательное решение принимает всё-таки население.

Владимир Евгеньевич, охранник:

– Считаю, что при объединении в культурном плане Ульяновская область исчезнет как таковая. А вот в экономическом, думаю, станет больше порядка.

Анатолий Александрович Васильев, министр труда и социального развития Ульяновской области:

– Считаю, что не зря во время войны создавалась Ульяновская область. Ведь руководить оборонными предприятиями, которые размещались здесь, из Самары было неэффективно. Думаю, ситуация во многом не изменилась и сейчас. Ульяновская область должна оставаться самостоятельным регионом. Кроме того, мы здесь живём и привыкли быть ульяновцами, так что, кроме минусов, ничего не вижу в этой затее.

Валентин Валерьевич, прохожий:

– Я был недавно в Казани. Народ там дружелюбный, не то что у нас. Дороги хорошие, уровень жизни выше, поэтому – пускай присоединяют, я не против.

Историческая справка

Ульяновская область

Возникший в 1648 году Симбирск играл важную роль в административно-территориальной системе Российского государства. Город был центром Симбирского уезда, а с 1718 года -Симбирской провинции, объединявшей города и территории по обе стороны Волги. Эти образования значительно превосходили по площади современную Ульяновскую область и включали

города Петровск, Самару, Сызрань, Хвалынск. Статус Симбирска упрочило создание в 1780 году Симбирского наместничества, преобразованного в 1796 году в Симбирскую губернию.

С 1920 года Симбирская губерния активно урезалась в пользу вновь образуемых национальных автономных республик. В1928 году «общипанная» Ульяновская губерния была упразднена и влита в состав обширного Средневолжского края. Ульяновск низведён до положения райцентра. В 1935

году край разукрупнили до Куйбышевской области. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 января 1943 года была создана Ульяновская область – в разгар Великой Отечественной войны. Вслед за Ульяновской, в 1943-1944 годах, образованы ещё семь российских областей. Условия войны показали – так повышалась эффективность в управлении административными единицами, увеличивалась степень персональной ответственности руководителей.

Татьяна КУЛИКОВА