Совсем мало остается в нашем городе достопримечательностей с длинной и почетной родословной. С православными храмами в основном расправились 70 лет назад. Со старыми, но достаточно крепкими гражданскими зданиями современные городские власти уверенно ведут борьбу на полное уничтожение, преследуя эфемерную цель распрощаться с тяжелым прошлым и придать улицам города облик культурной европейской столицы. В связи с этими акциями властей периодически возникают и безнадежно угасают газетные публикации, петиции и микромитинги городской общественности по спасению очередного дома или по сохранению исторической памяти. Но, к счастью, есть в Ульяновске объекты, обреченные на длительное существование и ставшие предметом постоянной заботы и фантазий как городских, так и областных начальников. Такой вечной темой, обсасываемой как по поводу действительно проблемному, так и без оного, являются наши мосты: благо их уже три – на всех хватит.

Можно было бы не тратить бумагу и время, но невозможно терпеть эту начальническую вакханалию с названиями и переименованиями всего, что на глаза попадется. Начну с нового моста, вернее, с «Президентского».

Может быть, кто-то из администрации или ее консультантов поверил, что, как мост назовешь, так он и стоять будет. А если при этом и святой водичкой сбрызнуть, то и доход он будет приносить непомерный, и благолепие на всю округу разольется. И был объявлен «Конкурс на название строящегося мостового перехода через реку Волга в городе Ульяновске» (так в технической документации называются все подобные сооружения). По итогам первого тура на конкурс поступило 190 заявок с 403 вариантами названий. Первое место выпало названию «Симбирский» – 69 вариантов, в том числе десять как самостоятельное название. Второе место заняло название «Новый» -13 вариантов, в том числе пять предложений как прилагательное. Третье место – вариант «Северный»: семь предложений. Последующие места соответственно заняли названия: «Симбирский транзит», «Новый Симбирский мост», «Симбирские врата», «Симбирский венец», «Российский», «Волжский», «Волжский транзит», «Волжский богатырь», «Волжский великан», «Волжская стрела», «Руслан», «Федеральный», «Андреевский», «Пальциноостровс-кий», «Мост доброй надежды», «Единая Россия», «Европа-Азия», «Венец», «Троицкий», «Преображенский», «Морозовский», «Царь-Мост», «Мост Возрождения». Многие участники конкурса предложили этому мостовому переходу присвоить имена деятелей нашей страны или Симбирского края: Владимира Путина, Сергея Морозова, Горячева, Ульянова (какого – ?), Поливанова, адмирала Ушакова, Геннадия Колбина, святого Александра Невского, атамана Ермака, академика Курчатова, Карамзина, местночтимого святого Андрея Огородникова (Андрея Блаженного), Гончарова, Людмилы Зыкиной.

В результате конкурса Ульяновск получил мостовой переход «Президентский». Официально нигде не сообщалось, на каком этапе конкурса и по каким соображениям возникло и было принято это название. Скорее всего, мелкий бес большого чинопочитания, обитающий в каменных палатах Дома Советов и мэрии, нашептал компетентной комиссии этот вариант как наиболее желаемый всеми горожанами. А если бы приехал на открытие чин рангом поменьше, ну, например, министр иностранных дел – так, попутно, проездом с запада на восток страны? Может быть, тогда переход наш родимый поимел бы название «Иностранный»? Логикой и здравым смыслом чиновничий восторг не постичь и не понять. На мой обывательский взгляд, мосту более подходит нейтральное название «Федеральный»: и по его фактической значимости, и по отсутствию политической конъюнктурности.

Еще более странные и непонятные события связаны с именами старых мостов – железнодорожного и автодорожного. Железнодорожному мосту, построенному в 1913-1916 годах по проекту профессора Николай Белелюбекого, предполагалось дать имя «Романовский», так как его закладка была осуществлена в год «романовских торжеств» – 300-летие Дома Романовых, – но опоздали: так уже назвали мост в Сызрани. Симбирский мост назвали как «Императорский Его Величества Николая II» (Николаевский мост), а после 1917 года, предположительно, короткое время он именовался как «Мост Свободы». Автодорожный мост всегда был безымянным, что никак не влияло на автомобильное движение.

Ныне от старого железнодорожного мостового перехода остались только достроенные мостовые опоры. Фактически это уже не «царский», а «демократический» мост, пролеты которого в 2003-2008 годах сменили дореволюционные конструкции. И не логично за этим модернизированным мостом сохранять какие-либо старинные названия, тем более если 90 лет ими никто не пользовался. Но совсем ни в какие ворота (монархические, советские или демократические) не лезет то, что ныне красуется с обеих сторон автодорожного моста. Табличка с надписью «Императорский», может быть, создает какой-то политический противовес табличке «Президентский», установленной выше по течению Волги, а может означать и определенную преемственность власти. Только не ясно: в какую сторону преемственность – вверх по течению или наоборот. Кругом загадки в местной топонимике. У меня название «Императорский», кстати, возникшее антидемократическим методом – без конкурса и привлечения городской общественности, при каждом его лицезрении вызывает резко отрицательные эмоции. Из какого же руководящего пальца была высосана идея установить и, естественно, связать название «Императорский» с автодорожным мостом, сданным в эксплуатацию в 1958 году? В какой административной головке, незамутненной исторической памятью, рождаются предложения, вызывающие смех и презрение ульяновцев, действительно знающих и не на словах ценящих историю Симбирска-Ульяновска?

Вячеслав ИЛЬИН.