Уважаемый Борис Иванович!

Уважаемые депутаты Законодательного Собрания!

Перед рассмотрением во втором чтении проекта областного бюджета на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов обращаюсь к вам, органам государственной власти и местного самоуправления, ко всем ульяновцам, чтобы ещё раз сконцентрировать внимание на путях и методах решения ключевых проблем социально-экономического развития региона на ближайшую перспективу.

2011-2013 годы должны стать для нас временем превращения Ульяновской области в регион-лидер, в регион с динамично развивающейся экономикой, комфортными условиями проживания, политической стабильностью. Для этого у нас сегодня есть всё:

– четкая и выверенная Стратегия социально-экономического развития;

– компетентная и профессиональная управленческая команда;

– сформированная в основных чертах цивилизованная политическая система.

Проводимая нами в предшествующие годы бюджетная и налоговая политика дала нам возможность увеличить бюджетные доходы и расходы, направленные на повышение качества жизни граждан. Вот только несколько цифр.

Пять лет назад доходы областного бюджета составляли 9 миллиардов рублей, на 2011 год запланировано более 21 миллиарда. За тот же период расходные обязательства выросли с 10,5 до 23,4 миллиардов рублей. В том числе межбюджетные трансферты выросли в 1,7 раза расходы на образование – в 1,85 раза, здравоохранение – в 2,1 раза, культуру – в 2,9 раза, социальную политику – более чем в 3 раза.

Мы с вами год назад принимали бюджет в достаточно трудной ситуации. Было много сомнений, некоторые из вас не верили, что мы справимся со своими обязательствами. Но мы никого не подвели. За 10 месяцев налоговых и неналоговых доходов в бюджет области уже поступило на 1 млрд. 68 миллионов рублей больше, чем за весь 2009 год и на 804 миллиона больше, чем за весь докризисный 2008 год. Это дало нам возможность направить дополнительные средства в сумме более 2-х миллиардов рублей на поддержку сельского хозяйства, борьбу с пожарами, финансирование учреждений образования и здравоохранения, ремонт областного Дворца творчества детей и молодежи, финансирование милиции общественной безопасности, помощь муниципальным образованиям и целый ряд других направлений.

Более того, на сегодняшний день можно констатировать, что Ульяновская область окончательно распрощалась с позорным брендом «депрессивный регион». Давайте посмотрим на статистику.

Итоги социально-экономического развития региона за 10 месяцев показывают, что восстановление экономики к докризисному уровню, начавшееся в четвёртом квартале 2009 года, происходит достаточно быстрыми темпами.

1. Ульяновская область входит в первую пятёрку наиболее динамично развивающихся регионов Приволжского федерального округа, а по отдельным ключевым показателям, таким как индекс промышленного производства, – занимает второе место в масштабах страны.

2. По данным мониторинга Министерства регионального развития Ульяновская область входит в число 20-и наиболее благополучных регионов России по сводному индексу состояния реального сектора экономики. Мы обоснованно рассчитываем, что экономика региона окончательно выйдет на докризисный уровень к концу следующего года.

3. Наш регион вошел в первую десятку субъектов Российской Федерации с наибольшим числом реализуемых инвестиционных проектов.

4. В октябре Международное рейтинговое агентство Fitch подтвердило действующие рейтинги Ульяновской области с прогнозом “стабильные”. Такая высокая оценка столь авторитетного международного рейтингового агентства даёт нам широкие возможности в привлечении в регион крупных инвесторов, для которых такие показатели являются очень важными.

5. Только вчера мы закончили переговоры с крупнейшими двумя западными компаниями. Одна компания готова вложить в реализацию своего проекта более 1 млрд. евро, и создать несколько тысяч рабочих мест. Четыре инвестиционных проекта региона вошли в число приоритетных для стратегии развития Приволжского федерального округа, а значит, и Российской Федерации. Ульяновская область стала победителем Конкурса региональных стратегий и программ социально-экономического развития среди субъектов Российской Федерации «Регионы России: от кризиса к развитию» в номинации «За стимулирование инновационной активности».

6. Рабочая группа «Ядерные технологии» Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России приняла окончательное решение о создании ядерно-инновационного кластера в Димитровграде.

7. В рейтинге качества жизни факультета политологии МГУ Ульяновская область поднялась с 48 места в 2005 году на 35-е, а по отдельным позициям, как например, безопасность личности или состояние жилищного фонда регион вошел в число двадцати наиболее благополучных регионов РФ.

8. Также отмечу, что в общероссийском рейтинге регионов по достигнутой общей динамике эффективности государственного управления Ульяновская область заняла шестое место.

В этом году Указом Президента поддержана наша инициатива о праздновании 250-летия со дня рождения Николая Михайловича Карамзина. Отмечу и недавнее постановление Правительства Российской Федерации, в котором Ульяновская область вошла в число регионов, в которых пройдут мероприятия, посвящённые 150-летию со дня рождения Петра Аркадьевича Столыпина.

Но все эти и многие другие позитивные тенденции лишь доказывают, что мы правильно расставили стратегические приоритеты и последовательно движемся к достижению поставленных целей. Нас перестали воспринимать как аутсайдеров. Мы перешли в разряд крепких «середняков», по отдельным направлениям – в число лидеров. Однако сказать, что Ульяновская область уже стала динамично развивающимся регионом с современной экономикой, качественной инфраструктурой и высоким уровнем жизни граждан, было бы преждевременно. Нам предстоит ещё очень многое изменить буквально во всех отраслях и сферах жизни, чтобы по-настоящему стать современными, чтобы наши лидерские амбиции не остались просто словами.

Данные опросов общественного мнения наглядно показывают, какие проблемы в наибольшей степени сегодня беспокоят жителей области. Это низкий уровень жизни и проблемы безработицы. Высокая стоимость и низкое качество услуг ЖКХ. Недостаточные меры поддержки сельского хозяйства. Рост цен и тарифов. Недостаточная защищённость от преступных посягательств. Низкое качество или недоступность медицинского обслуживания. Коррупция, бездействие и безразличие органов власти на всех уровнях. Также ульяновцы считают, что власть должна уделять гораздо больше внимания вопросам ремонта автомобильных дорог, поддержке молодёжи, социальной защищенности людей. Объективности ради, следует сказать, что эти же проблемы волнуют и всех жителей Российской Федерации.

Вот почему наша политика, в том числе бюджетная и налоговая, будет нацелена на последовательное решение именно этих проблем. Одновременно мы продолжим курс на модернизацию и адаптацию экономики к задачам инновационного развития. Более того, мы должны по ряду направлений занять лидирующие позиции в России, чтобы получить дополнительные ресурсы через участие в ключевых федеральных проектах.

Принимая во внимание необходимость перехода на программно-целевые методы бюджетного планирования, мы сформировали 47 региональных целевых программ. Суммарный объём их финансирования на период до 2013 года – более 31 млрд. рублей. Все программы сгруппированы по четырём ключевым направлениям:

1. Новое качество жизни: 29 программ с общим объёмом финансирования 10,3 миллиарда рублей.

2. Модернизация экономики и инновационное развитие: 12 программ, объем финансирования – более 19-и миллиардов рублей.

3. Обеспечение безопасности: 3 программы, объём финансирования – более 70 миллионов рублей). Я говорю только о развитии, так как мы направляем на обеспечении безопасности более 1 млрд. рублей.

4. Эффективное государство: 3 программы, объем финансирования более 754 миллионов рублей.

В целом же плановые расходы бюджета на 2011-2013 годы без учёта целевых средств федерального бюджета составят 68 миллиардов рублей, что на 35 процентов превышает аналогичные показатели предыдущего трёхлетнего периода. Практически по всем отраслям происходит рост расходов, по отдельным, таким, как ЖКХ или охрана окружающей среды, экология – в 2-2,5 раза.

Какие задачи перед собой мы ставим по каждому из данных направлений?

Все мы прекрасно понимаем, что достичь серьёзных позитивных изменений в вопросах качества жизни можно только при условии наличия «сильной», динамично развивающейся, по-настоящему «современной» экономики. Для нас это важно и с точки зрения создания новых высокооплачиваемых рабочих мест, и для привлечения на территорию мировых «центров прибыли» в целях увеличения доходов областного бюджета.

В рамках направления «Модернизация экономики и инновационное развитие» перед нами стоит ряд задач.

Первое. Необходимо наращивать усилия по реализации «прорывных» инновационных и инвестиционных проектов.

Для решения этой задачи мы должны:

– во-первых, создать необходимые условия для реализации комплексного проекта создания ядерно-инновационного Центра России в городе Димитровграде с суммарным объемом инвестиций по всем проектам до 2020 года в размере более ста миллиардов рублей.

В результате этого на территории региона будет создан мощный комплекс предприятий, лечебных, профилактических, образовательных и научных учреждений мирового уровня в одной из самых перспективных сфер: ядерной медицине и ядерных исследованиях. Особо отмечу, что этот проект нацелен на решение не только экономических, но и социальных проблем. Центр ядерной медицины, строительство которого планируется завершить в 2013 году, рассчитан на ежегодное лечение онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний в стационаре – для 18 тысяч больных, амбулаторно – на 115 тысяч посещений. Такого центра нет не только России, но и в Европе. Благодаря открытию в Димитровграде филиала национального исследовательского ядерного университета МИФИ и Президентского физико-математического лицея, мы сможем обеспечить конкурентоспособное по самым высоким мировым меркам образование для нашей молодёжи. В целом же сам город Димитровград и вся Ульяновская область получат уникальные возможности для инновационного развития. В самой ближайшей перспективе нам предстоит построить целый комплекс, включающий университетский городок и коттеджный посёлок- кампус для российских и зарубежных специалистов.

От нас это потребует выделения из областного бюджета в 2011 году 225 миллионов рублей, а в целом до 2013 года – более 1,1 миллиарда рублей. И это только первая часть проекта, которая позволит нам создать 2250 новых высокооплачиваемых рабочих мест и потом ежегодно получать более 200 миллионов налоговых платежей. В целом же по всем предприятиям кластера налоговые отчисления с 2016 года составят более полутора миллиардов рублей. Я повторяю, Это только начало. Мы говорим только о медицине. Впереди у нас использование ядерных технологий в ЖКХ, АПК, всего у нас 10 таких направлений. Объём инвестиций в них будет не менее, чем в первую часть.

Во-вторых, для привлечения инвестиций в строительство новых производств необходимо развивать инфраструктуру региональных промышленных зон, особой портовой зоны и индустриальных парков.

Мы видим, что промзона «Заволжье» уже стала мощным инструментом привлечения инвестиций и создания современных производств. Вслед за всемирно известными компаниями «Марс» и «Сабмиллер» свои заводы на нашей промзоне будут строить «Таката-Петри» и «Хемпель». В стадии завершения находятся переговоры ещё с несколькими крупнейшими мировыми компаниями.

Промзона уже сегодня стала самым эффективным проектом реализации частно-государственного партнёрства в России. На один рубль бюджетных инвестиций нам удалось за два года привлечь 17 рублей частных инвестиций, и мы планируем в течение ближайших трёх лет как минимум удвоить данный показатель.

Насколько это выгодно для области, может проиллюстрировать один факт. По итогам 9 месяцев 2010 года объём налогов, поступивших в бюджет области от компаний-инвесторов, составил более 2-х миллиардов рублей. Всего за период с 2011 по 2013 годы планируется завершить реализацию 28 проектов с общим объёмом инвестиций 56,8 миллиардов рублей. По итогам реализации планируется создать почти 8,5 тысяч высокооплачиваемых рабочих мест. Ежегодные налоговые поступления при выходе проектов на полную проектную мощность должны составить 5,2 миллиарда рублей.

В следующем году нам предстоит в полном объеме приступить к созданию инфраструктуры особой портовой экономической зоны. Организационный период 2010 успешно завершился, мы прошли все подводные течения, здесь хорошо поработала Корпорация развития и блок развития в Правительстве. Здесь начнётся строительство завода по производству авиакомплектующих из композиционных материалов для серийного производства новых самолётов «Сухой Супер Джет» и МС-21. К 2015 году завод будет введён в эксплуатацию. Также на портовой зоне мы планируем создать два производства самолётов региональной авиации совместно с инвесторами из Европы и Америки. Проект по конвертации самолётов «Эйрбас» также, будет реализован именно на портовой зоне. Всё это потребует от нас определённых вложений.

Несколько слов о положении дел на «Авиастаре». И руководство Объединенной авиастроительной корпорации, и руководство предприятия дали исчерпывающие разъяснения относительно дальнейшей судьбы данного предприятия, в том числе, производства Ту-204. Я еще раз, пользуясь этой трибуной, вынужден заявить, те паникеры и крикуны, которые говорят что судьба и история самолёта Ту-204 закончилась – глубоко ошибаются и бегут впереди планеты всей. Мы в полном объеме согласовали объемы выпуска самолетов на 2011, 2012 и последующие годы. В 2011 годы мы произведём 4 самолёта Ту-204. У нас есть конкретная авиационная компания, в том числе Управление делами Президента которые закупают эти самолёта.

Хочу отметить, что в настоящее время идет подготовка к реализации других перспективных проектов. Это модернизация АН-124-100, а министерство обороны РФ подтвердило заказ на 20 самолётов. Это производство транспортного самолёта Ил-476, тем более, что в октябре следующего года первый лётный образец этого лайнера должен быть передан на сертификационные испытания. Это и совместный российско-индийский проект по производству нового лайнера МТА. Я уже не говорю о совместном украинско-российском проекте, который планируется реализовываться в Ульяновске. При условии реализации всех этих проектов до 2015 года на заводе будет дополнительно создано 5-6 тысяч новых рабочих мест. Мы продолжим активно поддерживать «Авиастар» и налоговыми льготами, и реализацией широкомасштабных программ строительства жилья для работников предприятия и привлечения молодых специалистов из других регионов. Затраты на инфраструктуру для подготовки площадок под строительство за счёт бюджетов всех уровней составит по оценке не менее 500 млн. рублей. Одним словом, завод будет работать и работать весьма успешно.

В автомобилестроении с 2011 году начнётся реализация программы создания индустриальных парков на площадках УАЗа и ДААЗа. На первом этапе финансирование создания индустриальных парков будет идти за счёт средств самих предприятий. Программа позволит нам разместить на этих площадках производство в международной кооперации с крупнейшими производителями автокомпонентов Италии, Германии, Франции, Кореи. Переговоры с ними уже произведены.

В связи с этим несколько слов о наших так называемых «старых» промышленных предприятиях, которые также нуждаются в модернизации. Кризис заставил наш директорский корпус многое переосмыслить и изменить подходы к организации производства.

По оперативной информации в следующем году крупные градообразующие предприятия планируют направить на финансирование инвестиционных проектов и мероприятий по модернизации и техническому перевооружению производств более 12 миллиардов рублей за счёт собственных и привлеченных средств.

Задача органов власти я вижу в том, чтобы совместно с директорским корпусом создавать необходимые условия не только для открытия новых предприятий, но и для восстановления традиционных для региона производств в ряде отраслей промышленности.

Могу сказать, что мы практически завершили переговорный процесс и будем возрождать такую традиционную для региона отрасль, как станкостроение. В следующем году начнётся и реализация проектов по строительству новых предприятий в легкой и текстильной промышленности: фабрики первичной обработки шерсти в Барыше, создание нового производства велюровых тканей на Румянцевской фабрике. В ближайшей перспективе – модернизация текстильного производства в Языково.

В-третьих, нам необходимо оказать серьёзную поддержку инновационной деятельности предприятий и организаций региона и развивать инновационную инфраструктуру. Здесь мы намерены в следующем году создать в Ульяновске совместно с ГК «Роснанотех» Нанотехнологический Центр и Фонд малобюджетных инновационных проектов. Это позволит обеспечить реализацию научно-технического потенциала региона, привлечь крупные частные инвестиции в разработку и внедрение новых технологий, облегчить доступ к современному технологическому оборудованию. От нас это потребует софинансирования в объёме 200 миллионов рублей. При этом планируемый объем привлеченных инвестиций составит более 800 миллионов.

Кроме того, мы закладываем средства на развитие инновационной инфраструктуры и поддержку инновационных предприятий в размере 15 миллионов рублей.

В-четвёртых, перед нами стоит задача создавать инновационные производства и привлекать инвестиции не только в крупные города. В полной мере необходимо задействовать и потенциал «опорных» сельских районов области. К этой работе мы уже приступили. Важным межрегиональным проектом стало формирование, при поддержке депутатов от фракции «Единая Россия», Межрегионального научно-производственного кластера эффективного использования нерудных материалов в Инзе. На очереди – создание текстильного кластера в городе Барыш. В 2011-2013 годах мы создадим региональные промышленные зоны в Новоспасском и Новоульяновске. Получат дальнейшее развитие и реализуемые проекты по созданию кластера строительных материалов в Сенгилеевском и Тереньгульском районах.

Читать дальше