На следующей неделе, 22 декабря, Россия отмечает замечательный праздник -День энергетика, а также знаменательную дату – 90 лет Плану ГОЭЛРО, благодаря реализации которого была создана мощная энергетическая база России. Накануне этой даты работники ульяновского филиала ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» распахнули свои двери для школьников, желающих узнать ответ на простой, казалось бы, вопрос: как же появляется в их домах электричество.
В экскурсии на городскую ТЭЦ-1 приняли участие семиклассники из 33-й гимназии, их классный руководитель Людмила Николаевна Сидорова, а также родители счастливчиков.
Почему «счастливчиков»? Вероятно, чтобы ответить на данный вопрос, нужно самому побывать в этих впечатляющих своим масштабом цехах-громадах. Куда, к слову, попасть может далеко не каждый житель города, поскольку станция является стратегически важным объектом. Огромные трубы, пышащие жаром гигантские котлы, многотонное гудящее оборудование – все это, безусловно, поражает даже воображение взрослого, а что уж говорить о мальчишках и девчонках?
Первое, с чем встретились экскурсанты (я присоединился к ним непосредственно у входа на теплоэлектростанцию, на которой, кстати, мне самому еще никогда не приходилось бывать), – это те самые большие и толстые «трубы», чьи объемные очертания видны фактически из любой точки Засвияжья. Стоя у подножия этих искусственных «эверестов», дети с удивлением слушали своего гида – ведущего инженера производственно-технического отдела Ивана Курсанова. Оказывается, правильное наименование этих «труб» – «градирни». Именно здесь происходит охлаждение воды, отработанной при произ-
водстве тепла и электричества. Наш экскурсовод, помимо различных технических подробностей, рассказал и о том, что при охлаждении вода образует большие и очень красивые фонтаны, сравнимые – цитирую! – с «петергофскими».
Далее гимназисты последовали в главный котлотурбинный цех: первое, что ощущается, – необыкновенно теплая, почти тропическая, атмосфера. Это и не удивительно: ведь ТЭЦ-1 снабжает теплом и электричеством большую часть правобережья Ульяновска.
Но еще до того, как мы попали в цех, я успел по дороге немного поговорить с учителем, сопровождавшим своих любопытных до всего нового подопечных. Оказалось, что Людмила Николаевна сама тесно связана с энергетикой: ее отец в далеких 70-х годах был директором Ульяновских тепловых сетей. По ее словам, в гимназии №33 уже с 8-го класса начинается предпрофильная подготовка, – при этом хорошо известно, что сфера энергетики является одной из самых востребованных и престижных отраслей промышленности. Однако нередко школьники весьма слабо представляют себе, из чего, собственно говоря, складывается труд работников этой сферы. Экскурсия же позволяет легко ликвидировать этот пробел в их знаниях и, вероятно, сможет даже повлиять на будущий выбор профессии сегодняшних школьников.
Тут мы были вынуждены прервать беседу с учителем, поскольку вместе с детьми вступили в «святая святых» – энергетическое сердце города. По словам нашего экскурсовода, именно здесь происходит главное «таинство» – процесс преобразования внутренней энергии топлива (главным образом – природного газа) в тепло, с помощью которого вода, доведенная до парообразного состояния, приводит в движение огромные турбины, что в конечном итоге и позволяет механическую энергию превращать в электричество. Иван Курсанов, отвечая на расспросы гимназистов, привел некоторые цифры: в зимнее время часовой расход топлива на ТЭЦ-1 составляет около 126 тыс. кубометров газа в час (при этом воды ежечасно уходит порядка 18 тыс. кубометров).
Общее внимание семиклассников привлек огромный котел, в котором бушевало пламя с почти «звездной» температурой в несколько тысяч градусов, а также – большая турбина, одновременно связанная и с производством электроэнергии, и с так необходимым городу теплоснабжением.
Уже после экскурсии ведущий инженер рассказал, что он связал собственную жизнь с энергетикой далеко не случайно: его родители
начинали свою профессиональную карьеру именно на ТЭЦ-1. Сам Иван Курсанов закончил УлГТУ и, уже прощаясь с ребятами, советовал тем из них, кого заинтересовала сегодняшняя экскурсия, учиться далее только «на отлично» – с той целью, чтобы продолжить свое образование на его родном энергетическом факультете.
Последним аккордом нашего путешествия по ТЭЦ-1 стало посещение диспетчерского пункта управления станции. И здесь гимназисты не уставали удивляться: ведь увиденные ими мощные (и, как признались мне некоторые девочки – «грозные и страшные») машины, котлы и турбины управляются именно отсюда – с помощью не совсем понятных нам рубильников и переключателей. Какая же огромная ответственность лежит на специалистах, которые всем этим управляют!
Тут же маленьких посетителей ждал подарок: работники ОАО «Волжская ТГК» вручили детям красочные книги под названием «Коллекция энергоэффективных советов». В доступной форме и при помощи юмористических иллюстраций в них даются разъяснения о пользе энергосбережения и простые советы по разумному использованию света, воды и тепла.
Семиклассники возвращались в школу довольные подарками и переполненные самыми разными впечатлениями. Будет о чем вспомнить на уроках и рассказать дома.
Сергей Соболев