должны находиться под жестким контролем.

В среду состоялось внеочередное заседание Законодательного Собрания Ульяновской области. Его основной задачей было внесение изменений в текущий областной бюджет.

Поправки в главный финансовый закон области диктовались несколькими обстоятельствами. Во-первых, увеличением финансовой помощи нашему региону из федеральной казны. Во-вторых, необходимостью перераспределить денежные средства по итогам анализа исполнения областного бюджета за 10 месяцев 2010 года. Также перераспределялась часть средств внутри расходных статей облбюджета.

Безвозмездные поступления в Ульяновскую область из федерального центра выросли на 714,2 млн рублей. Больше половины этих дотаций и субсидий направлены в сельское хозяйство – на мероприятия, связанные с ликвидацией последствий засухи нынешнего года. На эти цели дополнительно пойдет 378 млн рублей. И это не последнее вливание: небывало жаркое лето 2010 года продолжает напоминать о себе крестьянам. Для поддержки хозяйств, пострадавших от засухи, привлечен также бюджетный кредит из федеральной казны в размере 135,9 млн рублей.

Дополнительные субвенции в сумме 266 млн рублей поступили в соответствии с распоряжением правительства РФ на обеспечение жильем инвалидов войны и ветеранов боевых действий. Значит, еще десятки нуждающихся скоро смогут улучшить свои жилищные условия. На 177,5 млн рублей увеличены бюджетные ассигнования по программе развития малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области.

По итогам анализа исполнения областного бюджета за первые 10 месяцев года Законодательное Собрание перераспределило 170,3 млн

рублей. В частности, 10 млн рублей за счет высвободившихся средств выделено на программу по решению проблем обманутых соинвесторов долевого строительства, 1,5 млн рублей – на участие областной детско-юношеской спортивной школы по хоккею с мячом в первенстве России.

Кроме того, в областную казну поступило 300 млн рублей, вырученных от продажи принадлежавших региону газопроводов и объектов газового хозяйства (возможность такой сделки обсуждалась в ЗС пару месяцев назад, о чем «СК» уже писал). Большая часть этих средств – 121,2 млн рублей – будет потрачена в рамках областной целевой программы по газификации населенных пунктов. 56 млн рублей направляются в резервный фонд правительства Ульяновской области для ликвидации чрезвычайного положения, вызванного непогодой.

В целом объем доходов облбюджета-2010 после внесения изменений составил 25,8 млрд рублей, общий объем расходов достиг 29,5 млрд рублей. Совсем немного Ульяновской области не хватило, чтобы перешагнуть исторический для себя рубеж в тридцать миллиардов.

В среду Собранием был также принят Закон «О мерах государственной поддержки граждан в связи с введением на территории Ульяновской области экономически обоснованных тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг», который в первую очередь затронет интересы значительного числа жителей сельских районов.

Дело в том, что знаменитый 185-й Федеральный закон «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» ставит получение регионами средств на модернизацию ЖКХ и капремонт жилых домов в зависимость от ряда факторов. После 1 января 2011 года тарифы на коммунальные услуги должны стать такими, чтобы полностью исключалось покрытие затрат по предоставлению услуг одной группе потребителей за счет другой группы (так называемое перекрестное финансирование). Также деньги по 185-му закону нельзя будет получать, если в области не прекратится субсидирование организаций жилищно-коммунального комплекса из бюджета. Поэтому нам предстоит переход к экономически обоснованным тарифам на коммунальные услуги для населения. Однако введение таких тарифов повлечет за собой их рост и, следовательно, увеличение платежей граждан. С другой стороны, рост уровня платежей граждан за «коммуналку» не может, по действующему законодательству, превышать максимально допустимого предела в течение года. Максимальный индекс роста платежа устанавливается на очередной год органом, уполномоченным в сфере регулирования тарифов и цен, и составляет сегодня в Ульяновской области 15 процентов.

Чтобы не выйти за этот предел, смягчить для жителей введение экономически обоснованных тарифов, и был принят специальный областной закон. Он предусматривает компенсационную выплату гражданам, которая будет предоставляться на заявительной основе. На выплату можно претендовать, когда размер начисленной платы за коммунальные услуги в текущем году за один месяц превышает аналогичную плату за последний месяц предшествующего года, помноженную на индекс изменения роста платежа за «коммуналку».

Новый закон не ограничивает круг лиц, которые вправе обращаться за компенсацией. Но, по оценкам специалистов, первыми, кто почувствует существенный рост платежей по «коммуналке», станут жители, получающие тепло от котельных, работающих на мазуте и твердом топливе. Как правило, это жители сельской местности, значительная их часть сосредоточена в Барышском районе. Для них отопление может подорожать не на 15 процентов, а на 20 или даже больше. Прежде выпадающие доходы коммунальных предприятий покрывали муниципалитеты. Теперь, чтобы Ульяновская область могла по-прежнему пользоваться ресурсами 185-го закона, жители должны расплачиваться с поставщиками коммунальных услуг сами в полном объеме. А потом получить частичную компенсацию, если оформят ее. По предварительным подсчетам, с такими проблемами уже в начале следующего года столкнутся жильцы пяти с половиной тысяч жилых помещений.

Текст Закона «О мерах государственной поддержки граждан в связи с введением на территории Ульяновской области экономически обоснованных тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг» короткий, но ситуацию ему предстоит регулировать непростую. Депутаты обратили внимание, что механизм его применения не отработан до конца, имеются сложности в толковании закона, методику расчета размера компенсационной выплаты еще только предстоит определить облправительству. Как и порядок предоставления компенсаций. А уже скоро закон потребуется применять на практике. В результате на заседании ЗС было решено в январе вернуться к этому вопросу, и через поправки в бюджет предусмотреть расходы на функционирование нового закона. Предложено также создать штаб, который бы координировал работу по начислению и выплате компенсаций. А механизм исполнения закона еженедельно контролировать минимум до 1 марта 2011 года, чтобы исключить сбои.

Сергей ГОНЧАРОВ.