Жители расположенного в центре Ульяновска старого деревянного дома, признанного мэрией аварийным, не захотели переселяться. Через суд они смогли не только отстоять свою собственность, но и обязать чиновников капитально отремонтировать здание за счет бюджетных средств.
Востребованная, в общем-то, программа по расселению ветхого и аварийного жилья наталкивается порой на решительное сопротивление его обитателей. В обмен на халупы, но расположенные в самом центре города, власть предлагает переезжать в лучшем случае в «малогабаритки» на окраине.
Жители дома №17 по улице Красногвардейской летом прошлого года получили письмо из мэрии. В послании говорилось, что здание признано аварийным и не пригодным для проживания. Взамен ветхого жилья собственникам предложили переехать в квартиры, однако переезжать на окраину города те отказались. Тогда, ссылаясь на требование Жилищного кодекса РФ, чиновники потребовали от собственников провести реконструкцию дома либо снести его. Жильцы, по понятным причинам, отказались выполнять и эти условия. На такой случай законом допускается изъятие жилых помещений для муниципальных нужд путем выкупа.
9 августа 2010 года главой города было подписано постановление об изъятии четырех земельных участков под ветхими домами (улица Красногвардейская, 17, улица Корюкина, 19, улица Транспортная, 25 и пос. УКСМ, 5). Предложенные мэрией выкупные цены собственникам квартир показались несправедливыми. К примеру, трехкомнатная квартира площадью 59 квадратных метров в доме на улице Красногвардейской была оценена в 1,037 миллиона рублей, а двухкомнатная – размером 40 «квадратов» в 694 тысячи. Согласно Жилищному кодексу РФ, при определении выкупной цены помимо рыночной стоимости в нее должны быть включены все убытки, причиненные собственнику изъятием жилья, включая те, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием другим жильем, переездом, поиском нового жилья, его регистрацией, а также упущенную выгоду. Тем не менее мэрия обратилась в Ленинский районный суд с иском о принудительном выкупе квартир. В ходе судебного разбирательства выяснилось, что дом является объектом культурного наследия, а значит, должен подлежать реконструкции, а не сносу. Более того, в соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации», жилой дом подлежит государственной охране в целях предотвращения его повреждения, разрушения или уничтожения.
Охрана должна осуществляться за счет бюджетных средств федерального, регионального или муниципального значения.
В итоге Ленинский районный суд признал действия мэрии не соответствующими требованиям Жилищного кодекса РФ и отказал в удовлетворении искового требования. Руководство города направило кассационную жалобу в Ульяновский областной суд, но тот оставил решение без изменений.
У жителей дома №25 по улице Транспортной отказывать мэрии в переселении был другой резон. Взамен просторных квартир, хоть и в ветхом доме, и участков земли чиновники предлагали жителям квартиры на улице Репина. Суд и в этом случае встал на сторону людей. Результаты независимой экспертизы показали, что дом является не аварийным (только в этом случае он подлежит сносу), а ветхим, значит, должен быть капитально отремонтирован большей частью за счет бюджетных средств.
Проблема состоит в том, что несколько семей из спорных домов все же согласились на переезд и уже получили деньги. Возвращаться назад и отдавать деньги никто не будет. Теперь городу необходимо восстанавливать ветхие дома и возвращать порядка 50 миллионов рублей в Фонд содействия реформированию ЖКХ, который в свое время выделял деньги на расселение. По словам источника в городской администрации, сейчас предпринимаются попытки дому №17 по улице Красногвардейской придать статус объекта культурного наследия регионального значения. В этом случае проводить его реконструкцию будет обязана региональная власть.
Вадим Пилюков