Легенда ульяновского хоккея Сергей НАУМОВ в новом сезоне будет руководить дублерами “ВОЛГИ”. Есть ли у нас талантливая молодежь и как ее удержать? Об этом и не только с Сергеем Михайловичем побеседовал корреспондент “ЧЕМПИОНА».

– Сергей Михайлович, ведомая вами “Волга-ОСДЮСШОР” уже провела несколько матчей в первой лиге. Какое впечатление от ульяновской молодежи?

– Признаться, впечатление не самое радужное. Если в “коробке” молодежь смотрится более или менее, то на большом льду -очень слабо. Они попросту теряются и не знают, что им делать в той или иной ситуации. Только на большом льду можно увидеть, есть ли у игрока хоккейное образование или же оно у него отсутствует. В этом сезоне костяк “Волги-ОСДЮСШОР” составляют ребята 1993-1994 г. г. р., но уже сейчас можно сказать, что только единицы из них смогут дорасти до команды мастеров. Выделить можно только Слугина, Борисова, Никитина, Филатова. Видно, что у них есть хоккейное мышление. Знаете, в хоккеисте можно развить физические данные, катание, технику, но голову же ему не поменяешь! Кстати, в “Черемшане” мне очень понравился вратарь Дмитрий Атаманюк. Считаю, что уже в следующем году нужно его прикреплять к “Волге”, чтобы он проходил вместе с командой мастеров полноценные тренировочные сборы.

– Сейчас часто говорится, что в той же Сибири школа хоккея с мячом работает куда плодотворнее, чем, например, у нас в Ульяновске. Почему? Там что, люди другие живут?

– В наше время мы никогда не уступали сибирякам в катании. А сейчас нужно признать, что в этом компоненте наши ребята прилично отстают. Лично я вижу две причины происходящего. Во-первых, в Сибири на порядок лучше тренировочные базы. Искусственный лед есть везде. Ну о чем можно говорить, ведь еще в юности мы ездили кататься в “коробку” в тот же Первоуральск. А у нас “Лидер” появился совсем недавно. Если на Востоке процесс подготовки молодых игроков не прекращался ни на год, то у нас только недавно решили всерьез заняться детско-юношеским хоккеем. Специализированная школа по хоккею с мячом появилась всего-то пару лет назад. А до этого у нас были только разрозненные секции при стадионах. Команда мастеров существовала сама по себе, детский хоккей сам по себе. Такого быть не должно. Благо сейчас ситуация меняется. Но тот пробел, который имел место долгое время, дает о себе знать, и нужно время, чтобы что-то поменялось.

– Вы говорите, что на данный момент ульяновская школа не богата талантливой молодежью. В этом вина детских тренеров?

– Не стал бы во всех бедах винить детских тренеров. В хоккее бывает такое, что тот или иной возраст не богат талантливыми ребятами и ничего с этим не поделаешь. Но все равно нужно работать, ведь на подходе другие возрасты – 1995-1997 гг.р. И первая лига как раз служит хорошей школой для молодых игроков. А вообще, на мой взгляд, нужно забыть те времена, когда какой-то возраст давал целую “пачку” игроков для команды мастеров. Такого больше не будет. В лучшем случае из каждого возраста до “Волги” дорастут один-два хоккеиста.

– Сергей Михайлович, вы ездили вместе с юношеской “Волгой-ОСДЮСШОР” (1995 г.р.) на Кубок мира в Швецию. Чего не хватило нашей команде, чтобы выступить более успешно?

– Во всех поединках была упорная борьба, а не хватило нашим ребятишкам элементарного – большого льда. Да, они готовились к Кубку в “коробке”, но когда вышли на большой лед, тут же “подсели” физически. На фоне тех же шведов наша команда выглядела какой-то медлительной. А все потому, что “коробка” и большой лед – это две большие разницы. Кроме того, мы уступали шведам в тактическом плане.

– В чем причина тактического пробела?

– Все дело в том, что в Швеции существует одна система подготовки хоккеистов и у них тренеры не работают “как хочу”. В Швеции выработана определенная схема, под которую подстраиваются как детские секции, так и команды мастеров. Поэтому когда мальчишка переходит из одного возраста в другой, а потом и на более высокий уровень, он не видит для себя принципиально ничего нового. Отрабатываются те же элементы, увеличиваются только объемы тренировок или интенсивность. И когда он приходит в команду мастеров, он не открывает для себя Америку. В принципе, он сталкивается с тем же самым, но только на более высоких скоростях. А у нас? Вот я сейчас пытаюсь в первой лиге обучить молодых игроков, так у меня волосы дыбом встают от их хоккейной безграмотности! Большинство из них смотрят на показываемые мною упражнения такими глазами, как будто впервые видят их в своей жизни.

– На ваш взгляд, юных хоккеистов нужно поддерживать материально или же это только вредит их развитию?

– Если это настоящий талант, а это видно уже в 12-14 лет, то данный вопрос нужно обсуждать с родителями хоккеиста. Заключать определенные договоры. Ничего предосудительного в этом я не вижу. Сейчас время такое, многое зависит от материального положения. В противном случае мы можем потерять таланты. Вот уедет парень на всероссийские соревнования, проявит себя, его и переманят в другой клуб.

– Не могу не спросить вас про “Волгу”. Немало дискуссий вызывает селекционная политика клуба. В частности, противники сегодняшнего курса считают, что целесообразнее приглашать в команду игроков уровня сборной.

Пусть их будет немного, но зато это будут мастера с большой буквы.

– А никто и не спорит, что приглашение игроков уровня сборной пойдет на благо “Волге”. Но вот вопрос, а реально ли их заманить сейчас в Ульяновск? Я считаю, что нереально. Даже если мы изыщем большие деньги на зарплату именитому хоккеисту, он десять раз подумает, а нужно ли ему ехать в “Волгу”, чтобы бороться за места, далекие от призовых. А чтобы сегодняшняя “Волга” была в числе лучших команд страны, нам необходимо приглашать не меньше четырех игроков уровня сборной России. Можем ли мы это себе позволить? Нет. Потому как аппетит четырех игроков топового уровня сопоставим с бюджетом “Волги”, включающий не только зарплаты, но и все другие расходы, необходимые для жизнеспособности команды.

– Получается, выход в усилении “Волги” только один: увеличение финансирования?

– Не стал бы столь категоричен. Конечно, большой бюджет дает большие возможности в плане комплектования команды, но уповать только на приглашение иногородних звезд тоже не выход. Нужно растить своих игроков, создавать им условия, чтобы они не уезжали в другие команды. Другое дело, что сейчас всего несколько клубов в нашем чемпионате находится приблизительно в равных условиях на рынке хоккеистов. “Волге” просто не по силам конкурировать с ними, а все потому, что в нашем чемпионате переходы хоккеистов практически не контролируются. Где больше денег, туда хоккеисты и переходят. Сначала чуть лине весь “Водник” перешел в “Динамо”, сейчас те же игроки планомерно переходят в Казань. Кому это интересно? В той же “шайбе” ввели какие-то ограничения в зарплатах игроков, чтобы хоть как-то уравнять возможности команд. В НХЛ в помощь более слабым клубам отдают самых одаренных юниоров. Почему нечто подобное не ввести и у нас? Впрочем, положительные сдвиги в нашем хоккее с мячом уже есть. Радует, что хотя бы в этом году у нас есть целая группа из пяти-шести команд, которая действительно ведет спор за медали. Впервые за последние годы появилась настоящая интрига.

– Не могу не спросить вас о надвигающемся чемпионате мира в Казани. На ваш взгляд, каковы шансы сборной России вернуть себе звание сильнейшей на планете?

– Трудно что-либо прогнозировать, но победить шведов будет очень трудно. Лично я вообще не стал бы акцентировать внимание на том, станут ли наши чемпионами мира или нет. Было бы намного полезнее для всей сборной России, если бы в ней наконец-таки появились новые лица. В той же молодежной сборной России есть одаренные игроки, которым пора уже выходить на совершенно иной уровень. Шведы, например, на каждом чемпионате мира проверяют в деле хотя бы двух-трех новых хоккеистов.

Максим СКВОРЦОВ