Начну с цитаты комментатора на “Улпрессе”:

“Только и слышно; миллионы, миллиарды, инвестиции. холдинги, кляйстеры… А выйдешь из дома – башкой об лёд или в яму бордюрную угодишь, проедешь в маршрутке – выйдешь горбатым из неё часа через полтора в центре. Включишь ТВ – там Иваненко лизингом занимается; технику и реагенты рекламирует, Пинков очередные 400 млн. бюджетных денег готовит к отправке на нужный расчетный счёт, не зная, куда предыдущие делись (ни техники, ни дорог…) Тарифы ЖКХ бесконтрольно идут в гору.Губернатор рвётся в отставку.” (некий – “санитар”)

Очень показательный и характерный комментарий, который мне напомнил заседание одной рабочей группы в правительстве Ульяновской области на которую были приглашены представители протестной общественности: бывшие сотрудники милиции, врачи, предприниматели… все вроде как и с высшим образованием, но разумеется по своей специальности.

Каждый министр присутствующий на встрече высказался, потом, после того как представители общественности вышли на улицу, они обступили меня кругом, их интересовал один вопрос – о чем сейчас вообще был разговор? Буквально вопросы звучали так: “Что сказал министр …? Какие перспективы решения проблем?”, “Нас поняли или нет, я так и не уловил?”

О вопросах и ответах.

Удивительное дело, но общество и чиновники перестали полностью понимать друг друга, как будто говорят на разных языках. При этом, чиновники безусловно друг друга понимают, и общественники тоже между собой находят общий язык, но вместе никак. Процесс коммуникации между чиновниками и обществом нарушен, и уже требуется переводчик.

У чиновников существует свой номенклатурный язык (это было и раньше), поскольку без профессионального сленга никак не обойтись, он экономит массу времени. И приходится выполнять функции переводчика, при чем выглядит это примерно так:

– А-а, министр сволочь, взял и сказал, что это не его проблемы и решать он их не будет!

Начинаю “переводить”: ну, во-первых, он сказал иначе, что вопрос не в его компетенции, и поэтому он решить их не сможет, согласитесь это несколько иначе прозвучало? Во-вторых, министр прав, поскольку поднятые вами вопросы, частично относятся к федеральному ведению, а частично к муниципальному, есть такой закон №131, где написано про разграничение полномочий. Раздражение министра понятно, из вашей петиции он понял одно, ни один из поднимаемых вопросов не относится к нему. И наконец, в третьих, министр как раз и не прав, поскольку, есть и другой закон, называется “Об порядке обращений граждан…”, по которому, министр не должен был говорить о том, что он не будет рассматривать ваши проблемы, а должен был передать всё написанное вами в службу по работе с обращениями граждан и часть вопросов должна была бы быть передана на рассмотрение в федеральные органы по компетенции, а часть в мэрию. Но, тут вина министра относительная, он просто экономит ваше время, поскольку знает, что служба по работе с обращениями граждан, относится к делу формально, и дадут формально сопроводительное письмо, и не более того.

Что делать?

Это классический вопрос на Руси. Нужно сделать так, вот эти вопросы направить в соответствующие федеральные службы, а вот эти изложить в письме на имя мэра. Дело может и сдвинется с мертвой точки.

А к кому обратиться с просьбой, правильно всё расписать по компетенции, кто отследит сроки ответов и поймет суть ответа?

О, вот и приехали. С одной стороны, лучше идти к юристам или адвокатам, они (теоретически) знают, какое федеральное, региональное ведомство чем занимается, и пределы его компетенции, но… как правило, специфика их работы, совершенно иная: прокуратура, следствие, суд или только суд, поэтому, как правило они будут предлагать судебное разбирательство, так оно и правильно и понятнее для них. Хотя вопросы могут быть, как правило решены и без суда.

Но, как правило, за составление писем они берутся не часто, и тут не их вина, пока в России не сложилась культура правового сопровождения. Это в Европе или США у каждой семьи кроме домашнего врача, есть еще и юридическая контора, которая берет на себя всю переписку в интересах клиента и занята делопроизводство по нему, так и людям проще, и объемы переписки резко сокращаются, поскольку письма становятся суше, короче и более затрагивают вопросы по существу проблемы, без эмоциональных составляющих.

А к вам можно обратиться?

С рядом ограничений: если не торопитесь, и если не ставить вопрос в узком смысле, т.е. не говорить о конкретной помощи, данному конкретному лицу, а поднимать вопрос в более широком аспекте, рассматривая причины возникновения ситуации, определения слабых мест в действующих нормах закона, или механизмах их исполнения, для того, что бы другие граждане на эти грабли после вас не смогли наступить. Фактически, нужно переходить от частного случая, к общему, если к тому есть предпосылки и основания.

В иных случаях, нужно все-таки поискать адвоката, который согласится помочь.

А если сразу в суд?

Опять же, настоятельно рекомендую в суд без адвоката не обращаться, что бы потом не разочароваться в решении суда и не говорить о “продажности судов”. Дело в том, что суд будет исходить из тех материалов и доказательств, которые стороны представят на его рассмотрение, у вас же пока эмоции, а не факты и не доказательства, но суд не интересуют ваши домыслы, ему не интересны слухи он опирается на законы и доказательства. И потом, пожалейте судей, у них и так работы хватает. Попытайтесь решить проблему без суда, тем более с такой неопределенной перспективой судебного решения, ведь оспорить решение суда гораздо сложнее, а вот количество вариантов решения проблемы у вас уменьшится, равно как и шансов её решить.

И вот такие диалоги происходят достаточно часто. Тут просматривается системный дефект, который заключается в том, что граждане наделены правом защищать свои права и свободы, но как это сделать, представляют слабо, а толковых государственных или общественных механизмов, либо нет, либо они находятся в зачаточном состоянии.

Если уже не забыли, то я начинал с того, что граждане и чиновники, говорят на разных языках, и от этого происходит взаимонепонимание. А там и до акций социального протеста уже рукой подать. При этом чиновники недоумевают, с чего это граждане митинговать надумали, а граждане находятся в уверенности, что все чиновники сволочи, поскольку могут, но не хотят им помогать.

Кроме этого, необходимо ещё не упускать из вида, что гражданам свойственен эгоизм, и они частенько пытаются перетянуть одеяло на свою сторону, действуя всеми законными и незаконными способами (при этом, потом, жалуясь на процветающую коррупцию и беззаконие).

Об открытости власти и информировании общества.

Думаю, что чиновникам нужно более доступным языком информировать общественность о принимаемых решениях, например подавая новости в более популярном информационном формате (намеренно утрирую, для наглядности):

кляйстеры…

“О ядерно-медицинском кластере. Граждане, нам всем крупно повезло, из-за сбоя реактора в Канаде, и ещё морального старения другого реактора, освободилось примерно 20% мирового рынка по радиоизотопам, которые специалисты Димитровградского НИИАРа делать умеют. Кириенко, фишку просек и подсуетился, вместе с наши губернатором, теперь и на нашей улице будет праздник, получим дополнительные доходы в бюджет области, и меньше будем зависеть от поступлений и дотаций федерального бюджета, это нам поможет больше средств выделять на социальные цели (желательно привести цифры)”

А выйдешь из дома – башкой об лёд…

“В настоящее время, мэрией произведены закупки реагентов с ингибиторами, но возникли сложности с их хранением и транспортировкой. Приобретение спецреагентов связано с необходимостью: уменьшения засоленности почв, сохранением транспортных средств, обуви и одежды граждан, тем более, приобретаемые реагенты, одновременно являются удобрениями для растений, так как содержат полезные микро и макро элементы, таким образом, одновременно борьба с гололедом,

приведет к улучшению экологической обстановки в городе и пригородах, в дальнейшем, планируется создать собственное предприятие на территории пригородной зоны, для производства необходимых реагентов, что бы не зависеть от поставщиков, тем более, необходимая сырьевая база присутствует в пригородной зоне”

или в яму бордюрную угодишь,

“Рассмотрев обращение граждан, о произведенном некачественном ремонте дорог, в частности, по установке бордюрного камня.

Сообщаем, что согласно административному кодексу Ульяновской области и правил благоустройства МО г.Ульяновск, к ответственности привлечены руководители (тут ФИО и название организации), организации включены в реестр недобросовестных контрагентов, в дальнейшем они не будут допущены к участию в тендерах, выявленные недостатки будут устранены ими в течении недели (за их счет). О невыявленных случаях, граждане могут сообщить по телефону: ______ )

проедешь в маршрутке – выйдешь горбатым из неё

“Поступающие сообщения, о нарушении правил перевозок (тел горячей линии: _____ ), являются основанием для отзыва лицензии у перевозчика. К сожалению, ситуация такова, что на одних и тех же маршрутах, вынуждены работать и автобусы и микроавтобусы, автобус обладая большей вместимостью, вынуждено выпускаются с более длительными интервалами, микроавтобус обладая меньшим комфортом и вместимостью, способен сократить время ожидания граждан на остановке. В настоящее время, создана рабочая группа по мониторингу ситуации на транспортных маршрутах, в задачу которой поставлено просчитать движение городского транспорта таким образом, что бы время ожидания сократилось до 10 минут, а в часы пик, до 5 минут, свои предложения по организации работы транспорта вы можете прислать по адресу (____)”.

И так далее, но подобное общение власти с народом, на просторах городского и областного таблоидов, могло бы резко снизить социальную напряженность в регионе и городе. А постепенно и приучить граждан. к особенностям сленга чиновников, давая расшифровку сказанного, а то сейчас, интерпретируют сказанное в основном журналисты, и то по мере собственного понимания.

А иногда это приводит к откровенным политическим спекуляциям.

Судя по тому, что Дмитрий Ежов всё больше размещает баннеров министров, значит у них появились обещанные губернатором заместители по IT, которым тоже было бы неплохо принять во внимание выше написанное. Поскольку, частенько можно услышать, что выделены деньги на пиар и пр., а на деле, лучшим пиаром является открытость власти и доступность для понимание ею сказанного и обещанного, тем более, у нас частенько специалисты по пиару забывают о недоверчивости электората, которому нужно объяснять, что было обещано год назад то-то и то-то, сейчас результаты такие-то, планируется следующий рубеж с такими то результатами достичь тогда-то. Тексты должны быть внятными и понятными, без сленга и умолчаний, необходимо отказаться от риторики ” Гайдара-Явлинского” при общении с гражданами.

О правах человека.

Разумеется, о правах человека, иначе стал бы я тут писать. Так вот, есть такое право у наших граждан – на получение достоверной информации, но частенько ему её преподносят в таком виде, что переварить он её не в состоянии, тем более сделать для себя полезные выводы из услышанного или прочитанного. Тут разумеется, самую большую роль пока играют СМИ, которые не даром во всем мире относят к четвертой власти, и эта власть как раз и состоит в том, что бы придавать огласке ту или иную информацию, влияя на умы граждан. При этом, информация может быть воспроизведена как из открытых источников, так и наоборот, заведомо умалчиваемая властями.

И всё же, СМИ – это талантливые журналисты и мастера слова, свое дело знают.Что не избавляет власти от необходимости давать достаточно правдивую информацию (будем считать, что абсолютной правдивой информации не бывает по тем или иным причинам), в доступной для понимания форме, иначе, чиновники просто нарушают базовое право граждан на получение информации.

Вот такой поворот сюжета, пока наша оппозиция продолжает борьбу за свободу слова, я решил развязать компанию за получение достоверной информации. ;)