Русская пословица утверждает, что чужое горе все равно не свое. Это так, пока беда не объединит тебя с тысячами других людей. В нашем случае среди этих тысяч и российская бобслеистка Ирина Скворцова, и ульяновский пешеход О., и кто-то иной, кто в ту минуту, когда вы читаете эти строки, впадает в кому…
Кома – бессознательное состояние, в котором дышать можно долго, но в итоге к живым так и не вернуться. Спортсменке Скворцовой повезло – она вернулась, за что надо благодарить немецких врачей. Беду ульяновца О. не обсуждала вся Европа, но ситуация у него не лучше. Наш земляк получил тяжелейшую травму на дороге и с той поры уже восемь месяцев находится между небом и землей.
Добрые люди нашли средства, чтобы тоже отправить пострадавшего в Германию. Там врачи сказали, что окончательный «приговор» возможен через год. А пока лечение обходится в оглушительную сумму.
Подобных травм не перечесть. В Ульяновске они теперь будут концентрироваться в одном месте, в только что созданном региональном травматологическом центре для пострадавших в ДТП. Понятно, что при всех благих желаниях центр еще долго не достигнет европейского уровня. Еще меньше сомнений в том, что родственники пострадавших будут искать правых и виноватых.
В деле О. искать никого не надо. Виновник пьяный водитель, превысивший скорость, – во всем признался. И продолжает рассекать по Ульяновску на машине и на свободе. Ведь, пока не вынесут медицинский «приговор», непросто вынести и приговор лихачу. А когда судебный вердикт состоится, он наверняка удивит многих, кто к тому времени окажется «в теме»: ну, скорее всего, дадут года полтора.
Адвокаты поясняют: у водителя не было злого умысла, он не собирался ни на кого покушаться.
Вот тут – стоп! Тормозим, чтобы задать вопрос, на который ответьте себе сами. Садясь за руль в состоянии опьянения, зная про наши городские колдобины и превышая скорость, обладатель транспортного средства даже косвенной мысли не допускал, что он может на кого-то наехать?..
Даю подсказку: в законодательстве есть понятие «косвенный умысел». Однако в подобных случаях оно почему-то не применяется, хотя это позволило бы переквалифицировать дело из административ ного в уголовное, что сразу повышает степень ответственности, срок наказания, а значит, «косвенно» делает наши дороги более безопасными.
На мой взгляд, бесспорно, что в нашем случае водитель совершил преступление против жизни.
Однако с точки зрения действующего закона наступившие последствия квалифицируются как нарушение права на здоровье. Как говорится, почувствуйте разницу. Вообще нормы о дорожно-транспортных правонарушениях вряд ли адекватны таким ситуациям, поскольку учитывают вред только здоровью и имуществу, а поэтому позволяют смягчить ответственность и уйти от нее через амнистию. Получается: для того, чтобы закон был применен к виновному со всей строгостью, потерпевшему лучше умереть… Еще один юридический аспект. Человек еле дышит, и кому-то надо представлять его интересы. Или родным (а у нашего О., кроме сердобольных, но всетаки дальних родственников, полуграмотная жена и несмышленые дети). Или адвокатам (которые недешевы). Или государству, которое вроде бы не должно бросать своих граждан на полпути в мир иной.
Вроде и не бросает – в реанимации у нас платной медицины пока как бы нет. Но ведь, положа руку на сердце, и реанимация у нас пока как бы не немецкая. Кто же должен поддержать лечение финансово? Виновник? Вину установит суд – не сегодня и не завтра. Ждать до «послезавтра»? Только вот жизнь не ждет.
Есть еще ряд соответствующих юридических тонкостей, которые, на мой взгляд, требуют изменений в законах. Утверждают, что подобные законодательные инициативы были, но попытки наталкивались на «непонимание». Не исключено, что это было непонимание влиятельных автовладельцев, про чью вину на дорогах нам иногда сообщают центральные телеканалы. Так что же, дадим задний ход? Или все-таки будем «наезжать» на наших юристов и депутатов?
Попутная мысль: мы никак не избавимся от привычки догонять Америку. Раз уж так, то приз с этой гонки взять бы не окорочками, а примером отношения – по закону! – к нетрезвым водителям, в том числе знаменитостям и их детям. Пьянство «перед рулем» давно пора рассматривать как лицензию на убийство… Допускаю, что кто-то не дочитал мою статью до этих строк. Ладно, я не в обиде. Дай Бог, чтобы у вас ничего не случилось, хотя чужое горе в любую минуту может стать вашим. Пишу эти строки по принципу «предупрежден – значит, хоть как-то вооружен»: если что, не сдавайтесь несправедливости и смерти без боя.
Я, по крайней мере, предлагаю считать эту статью обращением к ульяновским депутатам в Госдуме.